Власти США сами спровоцировали процесс, когда другие страны вынуждены отказываться от доллара в пользу собственных систем расчетов, заявил президент РФ Владимир Путин, прокомментировав обещание Дональда Трампа ввести стопроцентные пошлины против «отказников».
Не зря же у нас говорят «за что боролись, на то и напоролись». Это администрация Джо Байдена и напоролась на проблемы с долларом, а все: «…от самоуверенности, от чванства, в том числе и в сфере экономики», — считает российский президент.
Использование доллара как мировой валюты приносит Штатам большие суммы даровых денег. За последние десять лет они получили за это около 10 трлн долларов, потребляя больше, чем производя. То есть, по сути, США за счет доллара продолжают эксплуатировать другие экономики в свою пользу. Над этим научным фактом мало кто задумывается.
Экономист Василий Колташов считает, что задача Трампа всегда была не в том, чтобы нанести урон противнику, а в том, чтобы обеспечить выгоду американской экономике:
— Именно так он вел экономические сражения с Китаем в свой первый президентский срок. Схема такая: Трамп долго угрожал, начинались переговоры, он добивался уступок.
Получив уступки, заставлял противника увеличивать закупки американских товаров, улучшая торговый баланс. Риторика Трампа была такова: «Вы обнаглели, я введу заградительные пошлины! Кормитесь с американского рынка, ничего нам не давая взамен». Потом начинаются переговоры.
Но в период правления Байдена заработал другой инструмент американской торговой политики под названием «Европейский союз».
С некоторыми странами — это касается Китая и давно коснулось России — американцы могут вести экономическую войну посредством Евросоюза. Пока Америка дискутирует, тот просто берет и запрещает своим компаниям закупку, например, китайских электромобилей, как это было в 2024 году.
«СП»: Значит вы считаете, что торговую войну Трампа поведет «на два фронта»?
— Американский президент угрожает, потом садится за стол переговоров и получает сделку, в результате которой те же китайцы покупают больше американских товаров. То же самое можно делать с другими странами: пригрозить, заставить покупать больше американских товаров, не оглядываясь на то, что они дорогие. А Европейский союз — просто уменьшает торговлю с той или иной страной — без всяких переговоров.
Ведь так они сделали с Россией, не посчитавшись при этом с собственными потерями ЕС, с гибелью их промышленности, закрывая на это глаза. Ну, погибнет — и ладно, это же не американская промышленность!
Вот и в этот раз ЕС может запретить покупку китайских автомобилей, электроники, ширпотреба, даже одежды, пошитой в Китае, под тем предлогом, что «в Ухани используется рабский труд при сборе хлопка». Ничего при этом не доказывая и не обращая внимания на китайские очень обоснованные опровержения, просто их игнорируя.
А Китай в ответ уменьшит закупки в ЕС. Торговля обоюдно проседает, ущерб нанесут Китаю ценой разрушения европейского рынка — расходного материала американцев. Так Трамп и будет по всей видимости действовать.
«СП»: Кроме Китая есть еще Бразилия, Индия, ЮАР. Не многовато ли противников? Особенно вопросы возникают по поводу Индии, справится ли с ней Америка даже в тандеме с ЕС?
— С латиноамериканскими странами справятся. Во-первых, кому-то нужно замещать китайские товары, а эти страны геополитически самые слабые, как и Южная Африка. Индия сильнее, несмотря на то, что там гигантский кластер общества «раннего средневековья».
ЕС уже ориентируется на увеличение закупок в латиноамериканских государствах. Американцы могут заставить их делать это все больше. Радикально ситуацию не изменить, потому что торговля той же Бразилии с Китаем больше ее торговли с Америкой.
«СП»: Причем не просто больше, а в три раза.
— Это сломать невозможно, потому что торговля взаимовыгодная. Закупать промышленное оборудование и многое другое в Китае выгоднее чем на Западе, где все сверхдорого.
Поэтому воинственная торговая политика Трампа столкнется с одной большой проблемой: американская экономика не эффективна, производство слишком дорогое, их недвижимость переоценена для того, чтобы в этой стране существовала более скромная заработная плата, на которую можно было комфортно жить.
Эта американская болезнь появилась еще при Бараке Обаме, развивалась при Трампе, Байдене и снова при Трампе. Она привела уже к появлению «ржавого пояса» американских городов. Трампу будет сложно что-то сделать, хотя он и наобещал много всего про «сильный, великолепный доллар».
У такого доллара есть одна проблема — это валюта государства, в котором все очень дорого.
По-хорошему США нужно сдувать пузырь на рынке недвижимости, девальвировать доллар. Трамп говорил о слабом долларе в 2016 году, но на практике к этому не пришло. И сейчас вряд ли получится.
«СП»: Наш президент не любит, когда ему угрожают, и, хотя он очень дипломатично выражается по поводу Трампа, что тот «не нуждается в каких-либо советах или рекомендациях», но… не введут ли после угроз новую валюту БРИКС, о которой уже давно говорят?
— Какая новая валюта, когда на саммите в Казани, даже создание расчетной платформы BRICS Bridge, правильной системы балансировки в расчетах между странами, отклонено нашими партнерами.
Ведь той же Индии удобнее продолжать все как есть — она не под санкциями. И Бразилии удобнее, как есть. Возможно Египту тоже нормально — чего заморачиваться.
Да, в Китае понимают, что создание единой валюты выгодно. Но два голоса: Россия и Китай — не решают, если остальные маневрируют, пытаются поймать на Западе какую-то свою выгоду.
Обратите внимание, что Владимир Путин сказал про биткоин, что его невозможно запретить. Похоже, что в России принято решение развивать криптовалюты и использовать в расчетах везде, где только можно. Проводить их эмиссию, биткоин же имеет предел эмиссии, потому такой дорогой. Упорядочить всю эту практику с точки зрения законодательства и работать. Раз мы не можем политически создать новую валюту, надо использовать экономически уже возникшие новые валюты на основе революционных принципов, — считает эксперт…
Есть и другие средства электронных расчетов, например, цифровой рубль, который тоже запретить трудно. А доля США в мировой экономике при этом сокращается, значит, и влияние доллара на мировые экономические процессы тоже снижается самым что ни на есть естественным путем. Мы тут вообще не при чем! Происходит переориентация на другие инструменты, новые технологии, как альтернатива мировым валютам, короче Россия не виноватая, конец доллару приходит сам.
А российская экономика и так, невзирая на многочисленные санкции стран Запада, на протяжении последних лет растет. Потихоньку, в 2024 года ВВП страны вырос на 4,1%. Зря они свой доллар назначили инструментом политической, «а может быть, даже и вооружённой борьбы, чтобы нанести ущерб», не замечая, что значимость их валюты в мире сокращается.
Все течет, все изменяется, хотя пока не понятно, обратимы эти перемены или нет. Но вторая серия шоу «Трамп в Белом доме», перезапуск четыре года спустя, как многие ремейки, может оказаться не столь интересной.