
Фото: Пресс-служба театра
тестовый баннер под заглавное изображение
Спектакль про барона Тузенбаха, сестер Прозоровых, встретившихся в конце войны с представителями советских войск, с их подлинными историями у режиссера вырос действительно из «Трех сестер» Чехова и мало кому известного эстонского фильма (кстати, первого художественного), поставленного по эстонской же пьесе «Жизнь в цитадели» и снятого в 1947 году на технической базе «Ленфильма» и удостоенного Сталинской премии II степени. Но если Богомолов от Чехова сохранил имена основных персонажей и некоторые цитаты, то из старой эстонской пьесы взял отправную точку сюжета и одного персонажа с его страстью пофилософствовать, да и того покойного.
События, начавшиеся в 1944 году в маленьком эстонском городке, уложатся в три дня. В старинный деревянный дом со стеклянной верандой и портретом Гитлера на стене, где со своими детьми — Ириной, Машей и Андреем живет Ольга Прозорова-Фрост, после революции эмигрировавшая из России с мужем-эстонцем, приходит майор контрразведки Соленый. Его играет сам Константин Богомолов, чье появление в военной форме старого образца публика встретила аплодисментами — такие обычно достаются звездным артистам. Теперь звездному режиссеру придется делить славу с артистом.
Следствие, которое поведет майор, неожиданно вытащит все скелеты из шкафов обитателей дома, а также тех, кто его посещает, — барон Тузенбах (лицо гражданское, поэт, потомок вампиров), брат-близнец покойного хозяина дома, зачеркнувший свое дворянское прошлое, эссэсовец, простой эстонец на службе у Красной Армии.
В спектакле русский язык мешается с немецким и эстонским. Настоящее заглядывает в прошлое, а прошлое задвигает настоящее. Темы — памяти, конформизма, жесткой руки, фальши интеллигенции, новых территорий и, наконец, гибели старого мира и того, кто ее несет, точно всадник Апокалипсиса, — все это сходится в премьерном спектакле Константина Богомолова.
Мастерству, с которым он работает с текстами, следует поучиться. Это не монтаж, к которому часто прибегают современные драматурги и постановщики, не коллаж с цитированием, тут скорее рождение драмы совершенно нового типа, но непременно увязанной с современностью на разных уровнях. В данном случае с военным временем, и не 80-летней давности, а нынешнего, разительно отличающегося от 2022-го, начала специальной военной операции. Где неопределенность сменилась конкретной жесткой риторикой, позицией, что и явлено в новом спектакле лидера Театра на Бронной.
Режиссерский почерк узнаваем — лаконизм и еще раз лаконизм. В построении мизансцен, в формулировках, в тайминге, во внешне сдержанной игре актеров — Дарьи Жовнер, Леры Горина, Анастасии Морозюк, Светланы Божатовой, Александра Шумского, Евгения Перевалова, Никиты Худякова, Сергея Городничего, Марка Кондратьева.
Что интересно, постоянный соавтор Богомолова — художник Лариса Ломакина — в своем оформлении создала атмосферу именно чеховской пьесы. В частности, в ее сценографии читается воплощение конкретной фразы, описывающей костюм невесты Андрея Прозорова Наташи. Правда, сочетание зеленого с розовым здесь не в костюмах, а в зеленой отделке стен и малиновой драпировке мебели.
Нет сомнения, что после просмотра этого спектакля зал снова расколется: часть зрителей разделит позицию автора, а другая выразит протест очередному наезду на культурную интеллигенцию в лице барона Тузенбаха и симпатии контрразведчику Соленому, которого режиссер, кстати сказать, замечательно сыграл.

Говорим с Константином Богомоловым после спектакля.