Список цоевских видеоартефактов довольно короткий. Есть полусамодеятельные клипы, несколько архивных интервью, концертные съемки, среди которых выделяется основательная видеоверсия последнего концерта «Кино» в классическом составе на празднике «МК» в 1989 году. К круглым датам была снята пара документалок, и, конечно, остается перестроечная киноклассика: «Игла» и «Асса».
С тех пор как оставшиеся участники «Кино» довели до нужного качества старые записи вокала Цоя, прибавили к ним новые аранжировки и начали выступать с большими концертами, видео на легендарные хиты стало гораздо больше. Фильм Алексея Учителя «Цой» тоже перебрался на экраны и, несмотря на странноватый сюжет, все же является высказыванием на тему. Но фанаты со стажем, конечно же, ворчат, что все это уже не то.
Ворчуны, безусловно, правы. И новая жизнь «Кино», и фильм про то, как из Латвии в Петербург везут тело Цоя, — это совсем не то, что было раньше. Блеклые архивные кадры скорее намерение задокументировать процесс. «Асса» Сергея Соловьева и «Игла» Рашида Нушманова — в чистом виде арт-проекты, которым повезло стать большими хитами во времена перемен.
Но если речь идет о современных концертных фильмах стадионного размаха или о намерении назвать картину именем человека, которого в ней, в общем-то, нет, то правильнее называть все это монетизацией в чистом виде. Нет никакого смысла упрекать людей в том, что они хотят заработать. И нет ничего плохого в том, что песни Цоя исполняются людьми, имеющими к ним прямое отношение. Гораздо хуже выглядит желание сделать легендарную фамилию банальной заманухой. Но с тех пор, как фильм «Цой» вышел на экраны, представления о добре изрядно подкорректировались.
Если уж вспоминать кино про Цоя, то «Лето» было бы отличным телепредложением вместе с «Иглой» и «Ассой». Но в нынешних декорациях с авторами картине явно не повезло.
ЗАСТЫЛА КРАСОТА