Костюмы Дмитрия Андреева из фильма «Грех» Андрея Кончаловского, 2019
тестовый баннер под заглавное изображение
У входа посетителей встречают два юбилейных постера. Тот, что посвящен «Мосфильму», – статичный и незыблемый. С ним ничего не происходит. Второй – в честь юбилея МАХУ – заполняется все новыми и новыми квадратиками бумаги с именами тех, кто когда-то там учился, а теперь побывал на выставке. Заявляют о присутствии посетители, мечтающие о поступлении. Булавки и бумага под рукой, на столике. Воспользуйся, чтобы оставить приветствие коллегам и однокурсникам. Тут же на стене – динамичные эскизы к спектаклю «Чапаев и Пустота» Варвары Ратниковой.
Дальше начинается хаотическая и слишком плотная развеска. Эскизы разных лет заполняют пространство. Среди них немало работ по произведениям советских авторов вроде Корнейчука, а также связанных с движением народных масс, революциями. Рядом – «Алиса и сны» еще четверокурсницы МАХУ Марии Трегубовой, ныне известного сценографа.
Макет Марины Лагуновой к мультфильму «Привередливая мышка», 2011
В общей сложности на выставке представлено около 300 работ разных лет – эскизы, макеты, раскадровки, костюмы. Все они созданы московскими художниками разных поколений. Тут и мастера не только в пору своего расцвета и зрелости, но и в ученические годы, и нынешние студенты, иногда поражающие своим профессионализмом. Все они работают в кино, на телевидении, в театре. Среди них – выпускники и студенты МАХУ и ВГИКа.
Пространство центрального зала драматургически организует вереница фигур в великолепных костюмах, достойных музейного экспонирования. Дмитрий Андреев создал эту коллекцию к итало-российскому фильму «Грех» Андрея Кончаловского 2019 года о Микеланджело Буонарроти. Здесь представлены облачение папы Юлия II, костюмы кардинала Медичи и его возлюбленной, маркиза, маркизы и куртизанки, а также дорожный костюм главного героя в исполнении итальянский непрофессионального актера и зубного техника Альберто Тестоне, с которым довелось познакомиться на премьере «Греха» в дни Римского кинофестиваля.
Иногда фильмы совсем незначительные, а работа художников впечатляет, и на выставке это можно увидеть и почувствовать. Но такое ощущение, что многое здесь случайно и просто свалено в кучу. Что нашли, то и показали. Никакой генеральной линии и яркого образного решения нет. Драматургия отсутствует.
Иногда невозможно понять, кто есть кто, имеет ли отношение к МАХУ или ВГИКу. Но все равно интересно рассматривать это нагромождение, пытаясь угадать, кто тут и откуда, по какой причине попал в столь разношерстное собрание.
Ярких имен и работ много. Разброс невероятный. Что-то сделано совсем недавно, например, режиссером и художником кино Борисом Бланком, и тут же представлена его давняя дипломная работа «Карьера Артуро Уи» по Брехту 1963 года.
Макет декорации Станислава Бенедиктова к спектаклю «Берез Утопии», РАМТ, 2007
Среди классиков – театральный художник Станислав Бенедиктов, которого не стало в 2022 году. Он представлен макетами декораций к знаменитым спектаклям РАМТА «Берег Утопии» и «Инь и Янь». Театральных работ на выставке меньше, чем связанных с кино. Есть эскизы Владимира Солдатова к спектаклю театра «Сфера» «Прощай, Гульсары!» 1986 года по прозе Айтматова, Эльвиры Ассадулиной к балету «Бахчисарайский фонтан» 2008 года, не забыт «Щелкунчик».
Они соседствуют с эскизами Александра Толкачева к фильмам конца 70-х-начала 80-х «Вкус хлеба» Алексея Сахарова и «Из жизни отдыхающих» Николая Губенко, Ирины Гинно к «Небесам обетованным» Эльдара Рязанова 1991-го, Анатолия Кузнецова к «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко (1967) и «Экипажу» Александра Митты (1979). Тут же давняя дипломная работа Николая Двигубского к фильму «Люди и звери», Михаила Ромадина к «Тресту, который лопнул» О`Генри, Владимира Трапезникова к недавнему «Сердцу Пармы». Выхватываешь их как осколки памяти из разных эпох.
Станислав Соколов. Эскиз к мультфильму «Булгаковъ»
Классик анимации Станислав Соколов представлен новым проектом «Булгаковъ», где помимо писателя и его персонажей присутствуют собратья по перу Валентин Катаев и Алексей Толстой. Изумительная серия, которой нашли не самое выигрышное место.
В память о Галине Маркеловой, ушедшей в 2021 году, близкие продлили жизнь ее театральному эскизу к «Жаворонку» Ануя, сделали макет декорации при помощи нейросети. Благодаря виртуальной реконструкции он получил объем. Крест наполнился светом, облака словно пришли в движение, персонажи ожили, но их жизнь скорее напоминает смерть.
У монитора с фрагментами незавершенного фильма «В списках не значился» посетителям рассказывали о своей работе его авторы, пришедшие как зрители. Декорации Брестской крепости на экране совсем не вдохновляли, напоминали грубый новодел, коим переполнен современный кинематограф.
Коллажи-секретики Наталии Пархоменко сделаны в духе Сергея Параджанова. Они собраны из всякой всячины – гобеленовых салфеток, засушенных цветов, циферблата часов, пластиковых лошадок, кружева, фотографий. На одной из них – Анастасия Вертинская в облике Офелии, на другом – Марианна Кушнерова в «Станционном смотрителе» Сергея Соловьева, а на обрывке конверта в графе «адрес» указано имя ее героини Дуни.
Студенческие макеты костюмов, ВГИК
Студентками ВГИКа мастерски изготовлены костюмы прежних эпох из крафтовой (оберточной) бумаги, шнура, фольги. Они установлены на окнах, из которых открывается вид на Кузнецкий мост, все еще сияющий новогодним убранством. На них можно посмотреть с улицы – ракурс совсем другой, и костюмы иначе смотрятся, привлекая прохожих, непременно заглядывающих в окна.
Мария Моторова. Эскизы к фильму «Казанова 2», 2024
Костюмов много, как и их эскизов, есть комплекты для киногероев, напоминающие наборы одежды для кукол из бумаги. Все мы играли в них в детстве. Представлены также карандашные эскизы костюмов «земляных человечков», советская эстетика в одежде, создававшиеся Любовью Мингазитиновой на протяжении шести лет к проекту ДАУ.
Борис Мессерер. «Танцовщицы, завязывающие ленты балетных туфель», 2023
Отдельно, сама по себе, существует картина «Танцовщицы, завязывающие ленты балетных туфель» Бориса Мессерера, написанная в 2023 году. Она приковывает внимание среди множества других работ, и посетители сразу берут на нее курс, еще не зная авторства.
Иногда оно подобно ребусу. Кое-где неточности на этикетках подправлены шариковой ручкой посетителями выставки, а это в основном профессионалы, авторы представленных работ. Иногда указано имя, но нет фамилии, есть ошибки в названиях. Видимо, организаторы слишком торопились. Авторство некоторых давних студенческих работ вообще отсутствует. Так и написано, что автор не известен, преподаватель тоже, как в эскизах к «Горю от ума», предоставленных МАХУ.