Диана Арбенина
Сразу нужно отметить, что по правилам премии голосовать могут лишь т.н. академики, то есть те, кто за музыку не платит, а значит, не влияет на статистику ее потребления гражданами. Наверное, музыкантам, продюсерам, критикам и другим инсайдерам проще подняться над суетой, посему их мнение во многом считается авторитетным. Как говорится, не «Оскаром» или «Грэмми» едиными… Однако даже авторитеты могут быть предсказуемыми.
В основных номинациях, где собраны претенденты на звание певца, певицы, группы, рок-группы, хип-хоп-артиста года, сильных волнений не наблюдается. Уже стабильной интригой становится ненавязчивый баттл поколений. Это хорошо заметно среди певиц: молодежная фракция из Люси Чеботиной и Мари Краймбрери готова сразиться с молодящимися, но уже как будто почти вечными Ани Лорак и Полиной Гагариной. Хотя относящиеся ко дню сегодняшнему методы практикует лишь Мари, остальные, включая Чеботину, явно в восторге от нарядов и наработанных приемов эстрадных див, и обвинять их в таком подходе — все равно что оспаривать идиому «лучшие друзья девушек — это бриллианты».
Люся Чеботина
Среди рокеров неожиданно появился артист, которого можно назвать неформалом. Женя Трофимов и его «Комната культуры» кроме рокерской номинации попали еще и в «Песню года» с треком «Поезда», звучавшем в этом году более чем громко. Г-на Трофимова сложно назвать рок-футуристом, скорее его команда напоминает «чайфов», с которых сошли сервильная спесь и многозначительность, как и стремление выдавать не самые умные мысли по поводу горячих тем. У Трофимова пока получается сочинять бард-рок «без залеча, без ботвы, без всякого отстоя», если цитировать известный рок-гимн относительно здоровых времен. Но надолго ли?
В ненавязчивой оппозиции старорежимным «Ночным Снайперам», «Пикнику» и Александру Иванову помимо Трофимова находятся The Hatters и «Три Дня Дождя». И те и другие более чем успешно раскачивали арены, но в их модели солд-аут-рока трудно рассмотреть и услышать хоть намек на субкультуру, чего и у «Снайперов», и у «Пикника» было в изобилии не только когда-то, но даже и сейчас что-то похвально проклевывается. Эти же крутые ребята с гитарами занимаются самой обычной поп-музыкой, а их рок-н-ролл больше не вопрос идеи, а скорее формальной аранжировки. Возможно поэтому той же Арбениной трудно отказать в кредите доверия. Она, может, и девушка на работе, но явно не потеряла совесть. А это сейчас рок-н-ролльно до жути.
Юрий Шевчук
Главной сенсацией хип-хоп-сектора является присутствие в нем Юрия Шевчука. Батька, конечно, ничего не зачитывает, а просто выступил в альянсе с омскими рэперами из группы «Грот». Тем не менее их совместный труд «После Последней Войны» наполнен истинным ДДТешным пацифистским пафосом и совсем неплохо звучит. С Macan и Бастой тягаться, конечно, непросто, но наличие Шевчука в шорт-листе намекает на то, что академики не поссорились со здравым смыслом.
Впрочем, на иных номинантов из первоначального списка эксперты явно закрыли глаза, если не сказать зажмурились. В так называемом лонг-листе помимо всех прочих были названы и Алла Пугачева, сыпавшая в юбилейный для себя год буквально ожерельем новых песен, и «Танцы Минус», всколыхнувшие унылый музландшафт мощным и шумным альбомом, и не заметить их свежий материал в этом году можно было либо по глухоте, либо с какого-то перепугу.
Впрочем, не стоит спешить ругать академиков. Голосовать ушами, глазами, сердцем и совестью не так-то и не всегда просто. А многим, наверное, хотелось рассуждать логично и не выглядеть жертвами моды. Наиболее яркая попытка возвыситься над модой отразилась в номинации «Певец года». В битве с участием Киркорова, Агутина, Преснякова-младшего, Лазарева изначально нет интриги, и уж тем более большого смысла. Это не тот случай, когда важно, кто же из них на свете всех милее. Они давно как кремлевские звезды, поди пойми, какая ярче…