Самое вкусное Валерий Гергиев не только оставил на конец сезона, но еще и растянул на четыре вечера — за один день послушать монументальную тетралогию Вагнера довольно непросто, ведь суммарно все четыре части «Кольца нибелунгов» звучат около 15 часов. Да и с новыми техническими решениями опера преобразилась настолько, что действительно нужно время, чтобы осмыслить не только услышанное, но и увиденное.
Обновить оперу решили еще год назад, как раз к юбилею Рихарда Вагнера, которому в 2023 году исполнилось 210 лет. Однако тогда в новой версии смогли представить только «Золото Рейна» и «Валькирию». А в этом году, под занавес 241-го сезона, зрителям покажут обновленные «Зигфрид» и «Гибель богов». Автором концепции нового сценического решения оперы выступил сам худрук Мариинки, а художником по свету и креативным видеопродюссером – Глеб Фильштинский. А еще Фильштинский занимается режиссурой мультимедиа в высокотехнологичных шоу, к коим теперь относится и «Кольцо нибелунгов». «Сегодня публике нужно давать больше визуальной информации, чем раньше, – объясняет режиссер обновления Кристина Ларина. – когда-то было достаточно световых решений, чтобы дополнить ими историю, но технический прогресс идет вперед, и сейчас мы можем поддержать прекрасную космическую музыку Рихарда Вагнера визуально. Жесткие декорации — знаменитые исполины, ставшие визитной карточкой спектаклей цикла, — остались прежними, но благодаря видеоряду и работе со светом создаются впечатляющие оптические эффекты, декорации визуально меняются по мере развития истории».
Мариинский театр — единственный в России, где тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунгов» можно послушать целиком. Впервые эта опера предстала на петербургской сцене еще в 1905 году, тогда постановкой руководил Эдуард Направник, дирижера и композитора из Чехии (под его руководством тогда состоялись премьеры многих опер, ставших хитами — «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского). Но с началом Первой мировой войны немецкую оперу показывать запретили. Триумфальное возвращение на сцену «Кольца нибелунгов» состоялось в 2003 году по инициативе Валерия Гергиева. Тогда он же и разрабатывал концепцию совместно с художником-постановщиком Георгием Цыпиным. Художником по свету в этой версии тоже был Глеб Фильштинский.