Главная / КУЛЬТУРА / Государственный исторический музей впервые представил свою коллекцию дагеротипов Мазера
Доска объявлений огромный выбор товаров и услуг рядом с вами

Государственный исторический музей впервые представил свою коллекцию дагеротипов Мазера

Портрет молодой женщины. Фото Марина Чечушкова

тестовый баннер под заглавное изображение

Если не знать, что такое дагеротип, можно подумать, что это застывшее на века отражение человека в зеркале или персонализированное (как сейчас модно!) ювелирное украшение для интерьера с фотографическим портретом, но никак не фотография. А ведь в XIX веке это была первая успешная технология фотографирования. Безусловно, до нее была гелиография Ньепса (вспомним хотя бы его знаменитый снимок «Вид из окна в Ле Гра», 1826 г.). Позже Ньепс и Дагер (от фамилии второго изобретателя и произошло название технологии) заключили договор о сотрудничестве, совместно проводили опыты, но уже после смерти Ньепса Дагер изобрел новую технологию фиксирования изображения, которая принципиально отличалась от гелиографии, — дагеротип. Ему и посвящена новая экспозиция Исторического музея.

ГИМ может похвастаться самой крупной коллекцией русских дагеротипов в мире — 315 экземпляров. Целиком ее можно посмотреть в каталоге, но воочию увидеть дагеротипы — редкая возможность. Семь из девяти снимков и вовсе представлены публике впервые. Пополнение коллекции — настоящее событие для музея, потому что в последний раз это было в 2016 году. Новое приобретение, портрет молодой женщины, сохранился в рабочем архиве коллекционера Ильи Зильберштейна, знаменитого литературного критика и одного из сооснователей Музея личных коллекций в Пушкинском.

Портрет Людвига Шиманского с супругой и сестрой и портрет неизвестных супругов. Фото Марина Чечушкова

Шведский художник Карл Мазер, чья история жизни прекрасно подходит для сценария к увлекательному приключенческому фильму, прожил в России 15 лет, много путешествовал и из поездки в Сибирь привез серию портретов декабристов. Искусствоведы любят подмечать выразительность лиц и глаз на его портретах при всем однообразии поз героев и скупости фона — так он запечатлевал судьбы героев и акцентировал внимание зрителя на внутреннем мире того, кто на портрете. В России он состоялся также и как фотограф-дагеротипист. Сейчас, когда Мазер уже признан значимым художником, нет необходимости в объяснении, почему его работы представляют ценность. А почему дагеротип заслуживает такого трепетного отношения и внимания к себе, пояснить стоит, ведь существовал он совсем недолго.

Одна из причин, почему дагеротипия как технология быстро себя изжила, — невозможность тиражировать изображение. Прогресс не стоял на месте, публика всегда любила «зрелище», и потребность в размножении изображений стояла довольно остро, что, кстати, ощущалось и в журналистике. Необходимость в «картинке» есть, а возможности ее размножить не было. Но отсюда и ценность дагеротипа — каждый снимок уникален, неповторим. Более того, они еще и легко повреждались, были чувствительны к температурам и механическому воздействию. Утратить такой снимок было плевым делом! И увы, это часто происходило. Русских дагеротипов сохранилось чуть более тысячи (речь идет о снимках, о существовании которых известно, но есть еще и неустановленные, в частных коллекциях) — совсем немного. Дороговизна и хрупкость изделия требовали особого обращения, а потому ценен не только сам снимок, но и его обрамление. Дагеротип помещался сначала в паспарту, затем под стекло, в футляр и, наконец, в раму. Такая «броня» давала ему шанс на выживание.

Портреты Ольги Кривцовой и Александры Вишняковой. Фото Марина Чечушкова

Хрупкость жизни дагеротипа можно оценить, наблюдая за реставрационным процессом. Реставрация — второй вопрос, о котором идет речь на экспозиции. Как спасают снимки, можно увидеть благодаря любопытному документальному ролику, где приоткрывают секреты работы реставраторов и показывают процесс восстановления прошлогоднего приобретения, того самого портрета молодой женщины. Из невзрачного, потемневшего и молящего о помощи снимочка появляется чистый и аккуратный портрет дамы, и на нем вновь становится возможным разглядеть все детали.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий