Отреставрированные кадры «Иронии судьбы». Фото предоставлено пресс-службой телеканала
Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В частности, Елизавета Боярская заменила Барбару Брыльску в роли Нади. Наверное, поэтому одна властная дама предложила при помощи нейросети ввести ее вместо провинившейся Лии Ахеджаковой в «Иронию судьбы» Рязанова.
Недавно провели цифровую реставрацию его картины, основательно поработали со звуком и изображением. У зрителей будет шанс все это оценить. Радоваться пока не стоит. Известны случаи, когда киношедевры превращались после новейших реставраций в веселые картинки, вульгарное сияние свежих красок, напоминали детские раскраски.
Еще при жизни Эльдара Рязанова и при его участии началась покадровая реставрация «Иронии судьбы». Было это в 2014-15 годах. Теперь произвели сканирование с оригинального негатива, ручную реставрацию изображения, используя новейшее программное обеспечение, восстановили звуковую дорожку.
Цветокоррекцией занимался колорист и реставратор Алексей Лебешев – представитель славной кинодинастии, наследник операторов Тимофея и Павла Лебешевых. Первый снял фильмы: «Девушка с характером, «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Жестокость». «Мичман Панин», «Девчата», «Щит и меч». В фильмографии второго – «Белорусский вокзал», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Пять вечеров», «Родня», «Кин-дза-дза!», «Асса», «Кавказский пленник». Павел Лебешев также работал с Эльдаром Рязановым на картине «Привет, дуралеи!».
По словам Алексея Лебешева, «Ирония судьбы», будучи телевизионным фильмом, снималась многокамерным методом на менее качественную пленку, чем кинотеатральные картины.
«В молодости я с Эльдаром Александровичем поработал механиком на нескольких фильмах, – вспоминает он. – Обычно там были декорации, которые сильно заливались светом, пленка была плохая, она сильно шумела в тенях».
Современные технологии, по словам Лебешева, позволили «вытянуть» из пленки заложенный в нее потенциал, убрав шумы и улучшив звук в сложных сценах, таких как баня, аэропорт, ночные улицы. Он стремился вернуть изображению первозданный вид. Эльдар Рязанов, увидев первые отреставрированные кадры, остался доволен.
«Реставрация значительно обогатила цветовую палитру фильма, добавив ему еще больше новогоднего настроения и яркости: заиграли краски елочного базара, по которому идет Ипполит, платье Нади приобрело насыщенный терракотовый оттенок. Я вытащил все, что было зажато и убито, но все это было на пленке», – говорит Алексей Лебешев, который стремился достичь высот в своем деле, чтобы не запятнать свою легендарную фамилию.
Никого из актеров, как предлагали некоторые горячие головы, из фильма не убрали. Существует же авторское право. И героиня Лии Ахеджаковой вновь придет в дом своей подруги Нади. Никакую нейросеть к ней не применили. И Надя будет петь голосом Аллы Пугачевой, а говорить голосом Валентины Талызиной, которой скоро исполнится 90 лет.
Именно Талызина призвала активную общественность отставить в покое Эльдара Рязанова, сказав, что никакие замены в фильме, ставшем классикой, невозможны».
Недавно в архиве «Мосфильма» обнаружили режиссёрский сценарий Эльдара Рязанова, и там все несколько иначе. «Ирония судьбы» могла быть односерийной. Менялись фразы и диалоги. Отчасти помогли цензоры, но что-то рождалось по ходу съемок.
Например, в режиссерском сценарии не было ныне знаменитой реплики «Какая гадость эта ваша заливная рыба!». Ее подсказала сама жизнь, когда на стол актерам поставили несвежую рыбу, которую забыли поставить в холодильник. Эпизод, в котором Эльдар Рязанов появляется в небольшой роли пассажира, тоже возник в процессе съемок. Не было рядом подходящего актера, да и сам Эльдар Александрович любил появиться в блиц-роли в своих картинах. Это был его фирменный знак.
В оригинальной версии сценария был указан и род деятельности Ипполита. Он был крупным начальником в Комитете стандартов. Однако та часть диалога, где Надя говорит об этом Жене, не вошла в финальную версию картины.
В архиве «Мосфильма» хранятся фотопробы актёров, которых рассматривали на те или иные роли, но они не прошли в силу разных причин. Светлана Немоляева могла бы сыграть Надю. А на Женю Лукашина претендовали Андрей Миронов и Петр Вельяминов, что совсем уж неожиданно. Теперь сложно установить, почему роль мамы Нади сыграла Любовь Соколова, хотя утвердили Нину Сазонову. Они прекрасные актрисы, но абсолютно разные по темпераменту и характеру. Фильм был бы немного иным, если бы поменялись детали сложной мозаики.