С Джоном Полом Джонсом.
тестовый баннер под заглавное изображение
Я хотел бы рассказать о знакомстве с одним из самых закрытых и уважаемых музыкантов легендарной группы Led Zeppelin Джоном Полом Джонсом.
В конце 80-х — начале 90-х я создал в Англии совместную российско-английскую группу Red Rock и какое-то время жил в Лондоне, о чем уже рассказывал читателям в своей колонке. Эта страна, славящаяся своими традициями рок-музыки, много дала мне и в профессиональном, и в бытовом аспекте. Множество интересных знакомств, воплощение совместных проектов и идей, которые я потом использовал и в России, чтобы наша страна с великими музыкальными традициями так же не оставалась в стороне от всемирных трендов в современной музыке. Приходилось много встречаться и общаться с музыкантами, певцами и продюсерами первой величины — на студиях, в звукозаписывающих компаниях, а также в простой неформальной обстановке — английских пабах, так располагающих к непринужденной дружественной атмосфере.
Меня всегда поражало, насколько западные музыканты, общепризнанные и абсолютные профи своего дела, открыты и расположены к общению, готовы весь вечер разговаривать с новым собеседником увлеченно, самозабвенно, не поглядывая каждую минуту на часы. Качество, которому было бы невредно поучиться некоторым из наших так называемых «звезд». С одним из легенд мировой рок-культуры я познакомился на награждении премиями Golden Gods / Metal Нammer. Знаменитый бас-гитарист современности Джон Пол Джонс стал моим добрым другом. Мы неоднократно пересекались, много и плодотворно общались. Благодарен Всевышнему за знакомство и общение с ним — высокообразованным, умным и интеллигентным человеком.
Поздравлял его недавно с днем рождения и хотел бы сегодня сказать о нем в «ЗД» пару слов. Джон Пол Джонс (настоящее имя — Джон Ричард Болдуин) считается одним из лучших басистов в истории, каким он фактически и был, и остается до сих пор. Мультиинструменталист, музыкальный продюсер, композитор, аранжировщик. Наиболее известен как бас-гитарист и клавишник группы Led Zeppelin. В 2011 году признан одним из лучших бас-гитаристов всех времен, согласно опросу, проведенному журналом Rolling Stone, и занял 14-е место из 50 в этой же категории, но уже по версии самой редакции журнала.
Пол стал кумиром миллионов, но во время наших бесед я решил узнать, а кто же был его кумиром. В числе своих ранних источников вдохновения он называл блюз Биг Билла Брунзи, джаз Чарли Мингуса и фортепианные концерты Сергея Рахманинова. По прошествии лет я понял, почему музыка такого уровня так сильно заряжала таких же молодых артистов, как Пол, в то время… По своему опыту могу сказать, что обыватели часто и несправедливо игнорируют басистов, восхищаясь гитаристами и барабанщиками. Однако по мере развития музыкальной индустрии все больше людей осознавали ценность бас-гитаристов. От их роли и профессионализма очень многое зависит: они задают темп, держат ритм, зачастую становятся связующим началом музыкального коллектива. Басисты не были широко известны в первоначальный период рока из-за меньшей распространенности (или популярности) бас-гитары как таковой. До ее появления в мире музыки басисты чаще использовали классический контрабас. Бутси Коллинз, Фли, Кэрол Кэй и еще несколько человек были среди выдающихся басистов, которые заставили людей обратить на себя внимание и по-новому взглянуть на бас-гитару как инструмент.
Время от времени мы слышим, как один музыкант хвалит другого, и в интервью NME в 1970 году Джонс также хвалил коллег-басистов, включая бесподобного Пола Маккартни. Я как-то спросил его об этом, так как Маккартни для меня тоже довольно интересная личность. Джон ответил: «Я думаю, что он идеален. Он всегда был хорош. Все, что он делал, всегда было правильным. Даже если он не сделал слишком много, все равно это было правильно». По мнению Джона, Маккартни «сильно улучшился со времен ранних «Битлз», и у него по-прежнему все в порядке». Джон также хвалил Джека Брюса, Чарльза Мингуса и других. Скромный, откровенный, прямолинейный, честный, справедливый и совершенно независтливый человек! Обычно Джон малозаметен на сцене, не эпатирует публику умопомрачительными нарядами — строгая рубашка и черные брюки. Но когда требуется непревзойденно сыграть, он молча выходит на сцену и делает свое дело так, что публика сходит с ума!
Несмотря на то что сам остается одним из величайших басистов всех времен, продолжает хвалить Маккартни, называя его «идеальным басистом»! Однако на этом интригующие истории про Маккартни от Пола Джонса не закончились! Прежде чем присоединиться к Led Zeppelin, он сотрудничал с рядом групп и музыкантов, в том числе с Донованом в песне Mellow Yellow. Доновану и другим не понравилось то, что написал Джонс, но внезапно материализовался Маккартни и, прочитав тексты, дал им высокую оценку. Джон с восторгом вспоминал, как Маккартни сказал ему: «Это чудесно, это изменит мировоззрение каждого». Маккартни оказался совершенно точен в своей оценке, поскольку Mellow Yellow стала первой мелодией Донована, продажи которой превысили миллион!
Джонс даже играл в «Рокестре» Маккартни. После распада «Битлз» в 1970 году Маккартни для одной из первых сольных работ собрал музыкантов для записи Rockestra Theme, включив в список «доверенных лиц» и Джона Пола Джонса. Помимо него в фантастическую супергруппу вошли Дэвид Гилмор, Пит Таунсенд, Джон Бонэм и другие высококлассные исполнители… Я часто летал в Англию на легендарный фестиваль Download — посмотреть, чем дышит современная рок-культура, какие группы в тренде. В 2010 году Дэйв Грол, экс-барабанщик Nirvana, пригласил Джона Пола Джонса в новую группу — Them Crooked Voltures. Они выступали на главной сцене, и стотысячная толпа приняла их сет на ура. Это было настолько круто, что до сих пор осталось в памяти яркой краской, о которой мы тоже вспоминали недавно, когда я поздравлял своего друга с 79-летием!..