
Напомним, что проект этот задуман с благими намерениями – обеспечить безопасность граждан и наконец жестоко расправиться со спекулянтами и перекупщиками театральных билетов. Идея отличная, но тут, как сказал наш президент на переговорах с президентом Белоруссии в Кремле и по другому поводу, «есть нюансы». Нюанс первый – спекулянтский. Смотрим правде в глаза: сегодня в драматических театрах Москвы спектаклей, на которых рвется вся столица и гости столицы – считанные единицы. Да-да, прошли те времена, когда на «Юнону и Авось» в Ленком, на «Гамлета» с Высоцким на Таганке, на «Женитьбу Фигаро» или «Маленькие комедии большого дома» в Сатире, на спектакли молодого «Современника» люди ночами стояли за билетами, а зимой так вообще жгли костры, чтобы не околеть от любви к искусству. Может ещё так будет, но не теперь.
Теперь же как минимум 95 процентов театров не знают – не ведают, что такое спекулянты и перекупщики. В них и без именных билетов тяжело продаются билеты, и на их спектаклях в зале 50-70 процентов зрителей. Правда, особо умелые директора для отчетности перед начальством заполняют зал за счёт сброса цен до минимума день в день, непосредственно перед началом спектаклем, а на сайте ловко закрывают места, отправляя не проданные в бронь. И картина – маслом: зал полный.
Нюанс второй, и может, быть, самый важный – безопасность зрителей, которая сегодня на повестке в стране первым пунктом, особенно после событий в Крокусе. Однако, после теракта в Крокусе ни в одном торговом центре, ни на рынках не введён режим входа по документам – иди кто хочешь, делай что хочешь.
И кто же против мер безопасности? Все только за. Опыт прохода на массовые спортивные мероприятия давно есть. Скажем, еще в 2013 году были приняты Правила обеспечение безопасности при организации и проведении спортивных мероприятий. В 2017 году за год до чемпионата мира по футболу был введён дополнительно паспорт болельщика – FAN ID. Он же действовал на ЧМ в 2018 в России и в 2020 году на ЧЕ по футболу (тогда несколько матчей проходили в Петербурге). И тогда как минимум за полгода на спортивных сооружениях перестраивали входные группы, чтобы избежать столпотворения и давки, которые как раз и создают угрозу общественной безопасности. И за полгода стюарды на спортивных объектах проходили обучение.
Ничего этого, увы, в московских театрах нет, да и на какие средства перестраивать входные группы? За счет чего увеличить штат билетёров? Здесь куда не кинь – сплошные вопросы. А между тем, уже через сутки люди в свой законный выходной придут в театры и начнётся – сличение номеров билетов с номерами в паспортах и других документах, по которым куплены билеты. А залы у нас в столице не маленькие, что всегда было предметом ее особой гордости. И какая будет погода в середине марта, и как быстро управятся билетёры, чтобы спектакли не задержать? А то, что они начнутся с задержкой, сомнений нет. Как и то, что зрители, даже те, кто с пониманием отнесутся к новым условиям прохода в театр, испытают дискомфорт и подумают, а стоит ли ещё раз проходить круги ада?
Я попросила прокомментировать нововведение директора федерального театра – им. Евгения Вахтангова Кирилла Крока – он оказался единственным, кто не боится высказываться по этому поводу.