Музей под огнем ВСУ.
В каком состоянии сейчас находится музей, неизвестно — три дня нет оттуда никаких сведений, но сам факт обстрела здания зафиксирован. Первый в мире музей Прокофьева на его малой родине является частью Донецкого областного (сегодня — республиканского) краеведческого музея. Старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела истории ДРКМ Диана Махно рассказала «МК», что в музейный комплекс Сонцовки входили два здания, построенные при жизни Сергея Сергеевича: церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в которой его крестили, школа, где преподавала мама Прокофьева Мария Григорьевна, — в ней-то и разместился музей, выросший из небольшой школьной экспозиции. И, кстати, эпитет «первый в мире» применим не только к музею, но и к памятнику Прокофьева работы Василя Полоника, открытого на Донбассе в 1991 году, к столетию со дня рождения композитора.
Также представляет несомненную значимость памятный знак на месте дома-усадьбы родителей композитора. По словам Дианы Вячеславовны, наполнению музея в разные годы способствовали вторая жена Прокофьева Мира Александровна Мендельсон (именно она передала сюда первые предметы) и его сын Святослав Сергеевич Прокофьев. Помимо этого часть вещей из богатого семейного дома сохранили односельчане — туалетный столик Марии Григорьевны, этажерку и другие аутентичные предметы мебели из обстановки.
Также в первые постсоветские годы в Сонцовку направил партию прокофьевских артефактов Мариинский театр — костюмы, включая костюм знаменитой балерины Феи Балабиной, эскизы, редчайшие фотоматериалы. Но далеко не только этим мог похвастаться музей, продолжавший работать после силовой операции Киева на части Донбасса, подконтрольной Украине. В 2020–2021 годах, согласно украинском сайту музея, его работники продолжали популяризировать наследие русского гения, показывали фильмы о нем, исполняли произведения, конечно же, «дозируя» это проведением выставок о «символах Украины» и стилях украинской вышиванки. 130-летний юбилей композитора праздновали почти с размахом — до тотального запрета русской «имперской» культуры оставалось каких-нибудь пара лет.
В «телеге» в связи с будущим переходом Сонцовки под российскую юрисдикцию уже шутят, что скоро украинская пропаганда поведает о «коварных русских», которые «покрали» рояль Прокофьева. Но что бы ни случилось с музеем, в этом действительно неизбежно обвинят Россию, а каждая мелочь в его стенах — бесценна.
«Любой музей — много или мало там экспонатов — является хранителем истории. В нем ценен любой материал, а в этом случае — все, что связано с Прокофьевым, — говорит генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. — Там нет таких богатых фондов, как в московском музее С.С.Прокофьева, но о первых годах жизни композитора рассказывалось подробно».
Михаил Аркадьевич сообщил, что до 2014 года столичные коллеги приглашали музей в Ассоциацию музыкальных музеев и коллекционеров, связь продолжали поддерживать до последнего, звали в Москву на прокофьевские мероприятия, включая открытие памятника в Камергерском переулке.
«Погода» на Украине менялась, и, как признается Брызгалов, были моменты, когда «они шептали в трубку: нам сейчас нельзя разговаривать с вами».
Отвечая на вопрос, готов ли музей музыки помочь с вероятным восстановлением важного для всей страны учреждения культуры, собеседник издания напомнил, что музей музею по российским законам передавать предметы не может. Но в наши дни достаточно современных технологий, позволяющих по согласованию и при поддержке Минкультуры РФ изготовить и отправить на Донбасс копийные материалы московских экспонатов.