Георгий Мелихов. Портрет бригадира крымского эфиромасличного совхоза В. Репичевой.
Неповторимый, уникальный и разнообразный Крым. Сегодня мы чаще всего ассоциируем полуостров с летом, отпуском и отдыхом. Многие до сих пор ностальгически называют Крым всесоюзной здравницей. И в серую столичную зиму в выставочном зале “Атриум” в “Коломенском” сделали “филиал” полуострова. Напоминают о солнечной атмосфере Крыма даже стены выставочного зала, цвет которых повторяет оттенки солнечных лучей, освещающих небо и землю Крыма в ясный день.
Выставка масштабная и рассказывает о Крыме всесторонне:
“Что значит Крым для русского человека? Почему русский человек так дорого платил за право оставаться на этой земле, жертвовал собой? Мы постарались сделать многослойную композицию, которая рассказывает о полуострове, начиная с первых впечатлений путешественников о нем”, – объясняет Виталий Зотов, директор музейно-выставочного центра Российской государственной художественной галереи.
Попробуем разобрать выставку по слоям. Первый слой, который сразу бросается в глаза, посвящен многообразию крымского ландшафта, который меняется от поворота к повороту. Потому Таврида так привлекала деятелей искусств. Здесь можно было снять любую точку мира – от Парижа до ледяных пейзажей Чукотки. Красоты любили отражать и живописцы – Иван Айвазовский, чьих полотен на экспозиции довольно много (“Дорога на Ай-Петри”, “Вид в Ореанде”), Архип Куинджи и многие другие коллеги по кисти.
От темы к теме посетитель буквально вальсирует. Среди пейзажных полотен обнаруживаем любопытные портреты и бытовые сцены из жизни. Например, работа Георгия Мелихова “Портрет бригадира крымского эфиромасличного совхоза В. Репичевой” изображает молодую девушку, которая, несмотря на свой юный возраст, уже достигла таких профессиональных высот. Она занимается сбором лепестков роз – работа непростая, кропотливая, выход в поле совершали ранним утром, когда цветы еще покрыты росой. Крым и по сей день славится своим эфиромасличным производством. Особенно знамениты розовое и лавандовое эфирные масла.
На полотне Ильи Машкова “Утренняя зарядка” на фоне горы Аю-Даг легко угадывается “Артек” – мечта советских ребятишек (да и современных тоже). Работа 1929 года, но артековцы подтвердят, что и сейчас зарядка проходит так же.
Ретроспективных полотен здесь представлено с достатком. Сложно было бы представить себе экспозицию без полотна “Екатерина II дает законы Тавриде” Андреаса Каспар Гюне – оно здесь тоже есть. Но особенно ярко и драматично показано героическое прошлое Крыма. Например, работа Александра Дейнеки “Оборона Севастополя”, знакомая многим еще из школьных учебников. Кстати, эта картина приехала в Москву из Русского музея впервые за несколько десятилетий – редкая возможность для москвичей познакомиться с полотном воочию. До сих пор гадают, какое именно место в Севастополе изобразил художник. Есть предположения, но много противоречий. Скорее всего, автор воссоздал образ города по памяти, ведь до войны он не раз бывал в Севастополе. На картине отражена вся боль от вида разбомбленного города. А возле картины – любопытная проекция эскизов героев будущего полотна. Буквально на наших глазах рисуются фигуры, которые мы легко угадываем в картине. Но… На эскизах фигуры женские, а герои полотна мужчины. Как так? Оказалось, что для натуры Дейнека брал женщин-спортсменок – мужчин не было, все на фронте, картина 1942 года. Любопытно понаблюдать, как из набросков вырастает масштабное полотно.
Невозможно пройти мимо работы Франца Рубо “Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5 октября 1854 г. Севастополь”, написанное художником к пятидесятилетию обороны Севастополя. Чудо, что сегодня мы можем увидеть эту картину. О ее жизни можно снять целый фильм! Страшный, но со счастливым концом. Во время Великой Отечественной войны в здание, где находилась картина, попал снаряд. Моряки бросились спасать полотно, буквально срезали его. Уцелевшие куски отправили в эвакуацию. По пути – новые препятствия. Был побит корабль, на котором везли картину. В ужасном состоянии полотно поступило к специалистам, которые насчитали более 3000 повреждений, в том числе от соленой воды. Но сегодня полотно отреставрировано. Отчасти можно назвать его репродукцией. На экспозиции – оригинальная часть полотна.
Среди полотен выделяется плакат, в котором и без этикетки с подписью легко узнать совместную работу Маяковского и Родченко: “Износится рабочий – профсоюз ему дает санаторий под Москвой и в Крыму”. Санаторная тема здесь представлена не так обширно, но плакат знаменитого дуэта сам по себе говорит достаточно громко.