Фото: Алексей Шлычков
Телевизор, само собой, не пропустил такую дату такого человека. Вот и сейчас, диктуя эти строчки, я уже в предвкушении «Вокзала для двоих» на Первом. Можно смотреть бесконечно, правда?!
Это разговор не о прошлом, а самом что ни на есть настоящем. Вот ты видишь 90-летнего Олега, а понимаешь, что в нем, в этом его нынешнем образе есть всё, вся наша жизнь. Один слой — это совсем молодой еще не вылупившийся на волю, на свободу Олег, только-только пришедший в БДТ со своей женой Таней Дорониной по приглашению Товстоногова. Будто бы он еще ничего не знает, не умеет, зато Доронина уже суперзвезда. Ему не дают ролей долго. Поэтому и взгляд такой ищущий, как у птенца. И еще кадр из «Старшей сестры»: он сидит в экзаменационной комиссии, вроде такой солидный, а выступает на арене, на авансцене Доронина: «Любите ли вы театр, как люблю его я?» Он там смотрит на нее и влюбленно, и как ученик еще на самую что ни на есть приму.
Новый пласт. Он уже не с Дорониной, а в БДТ он король. Не один, конечно, но король, даже не сомневайтесь. И смотрит по-другому. Но здесь стоп! По-другому не значит, что свысока, совсем. Это такой же взгляд прямой глаза в глаза, вечно сомневающийся, собой недовольный, только ясный и простой. Это Олег.
А вот еще Олег Рязановский, звучит как князь. Это должно было быть еще в «Иронии судьбы», да, Ипполит. Но от того «безобразия» осталась одна фотография, медленно летящая на снег, как бабочка. (Бабочка и снег — парадокс, но Басилашвили весь соткан из парадоксов.) Вот и вышел Юрий Яковлев со своей гениальностью, хотя его фотографию Надя и Женя все время почему-то закрывали, прятали. Ясно одно: то было бы совсем другое кино. Но уже не будет, и не надо.
Зато через два года Самохвалов Юрий Григорьевич — «Служебный роман». Какой пассаж! Такого лощеного, красивого, блистательного негодяя еще не знала природа. Но Олег сделал это, после чего стал знаменит на весь мир, если миром назвать 1/6 суши, Советский Союз. И другой подлец, который ему так же хорошо удался — ну, конечно, Мерзляев. Из него потом пропала буква «л», помните? Но для артистов на самом деле такие роли — подарок. Хотя если уже говорить о сложном, то все достается из себя, любимого.
Но у того же Рязанова есть такой Басилашвили, лучшего человека на земле я не видел. Вот вам «Вокзал для двоих», который скоро буду смотреть. Его Платон Сергеевич Рябинин по мне — так идеал человека. Конечно, грешен, отсидел, но за кого? За любимую (нелюбимую) жену, и только. А так смотришь — одна сплошная доброта и порядочность, разлитые во времени.
Еще один персонаж, которого мы так любим, — Бузыкин в «Осеннем марафоне». И он тоже грешен (а кто не без греха!), любит другую, не может уйти от той одной Нины Евлампиевны-Гундаревой. Но никому никогда он не сделал зла, этот ребенок, друг человека, но не собака.
Вот такой Басилашвили, Басик. Мне скажут: для кого Басик, а для кого… Олег Валерианович. Конечно, но как же хочется его так назвать. Близкие Олега это постоянно и делают. Басик — ему так идет.
Вот интересное явление: в БДТ играли и играют достойнейшие люди, птенцы Товстоногова. Посмотрите: Луспекаев, Копелян, Стржельчик, Лавров, Юрский… Вот оно — достоинство. Товстоногов же их всех покрывал, защищал, воспитывал. Но сам… Помню, на выставке увидел первую полосу газеты «Известия» и маленькую заметочку, где очерняются Сахаров и Солженицын. Под этим подпись: Г.А.Товстоногов.
Басилашвили — сын своего великого театрального отца — сейчас выглядит как ходячая добродетель. Но это действительно так! Человек через всю жизнь пронес, не обронив ни капли, то, что называется простым словом «честь». Понятно, сейчас уже не революционер, хотя мы помним его депутатство, неравнодушие на перестроечных съездах. Но стоит ли о чем-то кричать, доказывать, когда и так все видно. По лицу, по тому, как, что человек говорит.
Теперь он почти как монумент, но это совсем не так. Даже после Воланда или того, что он вытворял у Шахназарова в 90-е и нулевые, он никогда не будет монументом. Потому что он Олег, Басик. И в нем вся наша жизнь.