Елена Янсон-Манизер и Матвей Манизер в своей квартире-мастерской. Ленинград. 1930-е
Из досье «МК»: Елена Янсон-Манизер — заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор. Родилась 17 ноября (5 ноября по ст. ст.) 1890 г. в Петергофе. В 1925-м окончила скульптурный факультет Академии художеств, автор портретов писателей, артистов, спортсменов, садово-парковых и монументально-декоративных композиций, памятных медалей, спортивных призов, уникальной скульптурной галереи балетных образов, некоторые из которых стали символами русского балета. Работами Елены Янсон-Манизер оформлены станции московского метро «Динамо» и «Добрынинская», Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького в Москве. Ее произведения находятся в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
В 1917 году Елена Янсон, поступив в Академию художеств в Петрограде на архитектурный факультет, одновременно участвует в создании Первого государственного кукольного театра марионеток, где, по ее воспоминаниям, занималась «оформлением сцены, написанием декораций, их монтировкой, управлением куклами и даже чтением и пением за них». Именно в театре проявляется талант будущего скульптора — Елена начинает вырезать кукол из дерева, самостоятельно создавая сложные марионетки и называя их «первыми шагами в скульптуре». А именно — переходит с архитектурного факультета академии на скульптурный, где попадает в мастерскую молодого профессора Матвея Манизера — талантливого скульптора, впоследствии народного художника СССР, академика, автора многих известных памятников и скульптур (самые известные — на станциях метро «Площадь Революции» и «Партизанская») — и становится его ученицей. Они уже не расстанутся и, создав семью, будут вместе всю жизнь.