фото: предоставлено пресс-службой театра.
Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все персонажи киноповести, что стоят по одиночке и группками возле здоровенного бревна, за ним и на нем, стройно выводя «…как много дум наводит он». Право произнести финальные «Бом-бом» дано только тем, кто завтра выходит на свободу. Среди них Егор Прокудин по кличке Горе. Простой мужик, тёртый воровской жизнью, которую сам же и выбрал, а теперь не знающий куда от неё деться. Поэтому он весь на кураже: «Май мой синий! Июнь голубой!», «Воля и весна! Чего еще человеку надо?» И с гражданином начальником на кураже, и с бывшими подельниками, и с «заочницей» Любой Байкаловой, которая писала ему письма в колонию, и к которой он из колонии прямиком отправился в село имея слабую надежду начать жизнь по новой.
И не сразу, но все к тому двинется – Любовь для Егора окажется не просто именем, а чувством, которое, как спасательный круг, может помочь взаправду изменить и жизнь, и утратить воровскую кличку – Горе. Но…красивые финалы – привелегии сказок, а не жизни, которую так хорошо знал и умел передать в прозе и на экране Василий Макарович Шукшин – писатель и человек без фальши.
фото: предоставлено пресс-службой театра.
Режиссёр Марина Брусникина, которая, как мало кто, умеет работать с текстом, слышать слово, и особенно внутреннее звучание его, на этот раз свою «Калину красную» тесно увязала с художественным решением Наны Абдрашитовой. Художница придала истории Шукшина красочной карикатурности особенно персонажам криминальной среды и подобие анимационной сказочности в создании Сибирского или Уральского пейзажа. По порталам как будто на виниловых пластинках крутятся фрагменты шукшинского текста и строчки песни Яна Френкеля, так похожей на народную. «Калина Красная, калина вызрела/ Я у залеточки характер вызнала…». Поздняя ягода с горьким вкусом и кровавым соком только в звуке, только в строчках, но не в сценографии.
В спектакле режиссер сочетает приём литературного и игрового театра настолько органично, что между ними теряется граница. Когда актёры читают авторский текст, но в какой то момент входят в него, становясь тем персонажем, о котором только что рассказывали другие или он сам. За счёт этого действие только набирает внутреннюю энергию, градус эмоций ползёт вверх, характеры вырисовываются четко.
фото: предоставлено пресс-службой театра.
Пара Егор Прокудин (мхатовец Артём Быстров) и Люба Байкалова (Катерина Васильева) существуют на контрасте. Его деланная свобода и кураж, маскируют потерю себя в этом мире, и от одного этого вызывают сочувствие. Егор читает:
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.
Это он из Есенина («Таинственный мир»). Его кураж только усиливает Любину сдержанность, за которой и сила, и слабость и объём чувств. И одиночество, как у Егора, только бабье – а это совсем другое. И вот это «другое» умеет сыграть Васильева, которая в труппе Бронной все активнее занимает первые позиции.
Интересна и другая пара – брат Любы Петро (Денис Громаков) и его жена Зоя (Диана Огай), недоверчивость которой имеет забавный пластический рисунок. Надо сказать, что почти у каждого из исполнителей в спектакле по несколько ролей, что с одной стороны, позволяет актёрам больше проявить себя, и во вторых, снимает вечное в театре недовольство размером доставшейся одной роли. Замечательная Вера Майорова в роли старушки, встретившейся Егору после освобождения, она же – старуха Куделиха, мать Егора. Она же среди экзотического вида гостей, собранных Егором в ресторане. «Народ для разврата собрался», – со значением сообщает официант (Дмитрий Гурьянов) с размахам гуляющему вору. Этой сцене Брусникина придала нарочитую театральность: тут парики, яркие костюмы и образы – один не похож на другой в своей экзотичности.
фото: предоставлено пресс-службой театра.
Но только в сказке все хорошо кончается. Вор-рецидивист, он же Горе, своим желанием начисто переписать свою жизнь, принесёт горе полюбившем его людям. Высоко над сценой зависнет раздолбанного вида грузовик, тот самый, на котором брат Любы Пётр погнал за машиной банды Губошлёпа (Александр Шумский). И в театральном свете не сразу можно будет рассмотреть троса, которые держат груду металла, и может поэтому парящий в воздухе ГАЗ читается метафорой много чего – перееханной жизни, торжества самосуда или справедливости, в конечно счёте обернувшейся не справедливостью по закону.
После спектакля говорим с режиссером Мариной Брусникиной.