Главная / КУЛЬТУРА / Молодому режиссеру Панькову пришлось развлекать публику, когда на сцене погас свет
Доска объявлений огромный выбор товаров и услуг рядом с вами

Молодому режиссеру Панькову пришлось развлекать публику, когда на сцене погас свет

Сцена из спектакля «Как важно быть серьезным». Фото — Стас Левшин/ Пресс-служба театра

тестовый баннер под заглавное изображение

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их ждут, как ждут приезда «Коляда-Театра». Аудитория у них разная, но всегда доброжелательная. Питерским артистам не приносят банки с солеными огурцами и домашние пироги, не дарят игрушки. Все приношения только артистам Николая Коляды из Екатеринбурга.

Пьесу Оскара Уайльда «Как важно быть серьёзным», написанную в 1894 году, то есть больше 130 лет назад, в «Мастерской» изрядно адаптировали, превратили в еще одну версию «театрального романа». Поставил его некто Эрнест Паньков, который вовсе не Эрнест, а ученик Григория Козлова, актер и режиссер Сергей Паньков.  

Родился спектакль из эскиза на лаборатории фестиваля «Школа. Студия. Мастерская». Название пьесы Уайльда в оригинале связано с игрой слов, перекликается с именем главного персонажа. Эрнест значит серьёзный.  Сергей Паньков в знак солидарности со своим героем взял псевдоним Эрнест.  «Как важно быть серьезным» – его вторая режиссерская работа в «Мастерской» после чеховского «Платонова».

Казалось бы, пустяк, цепочка незначительных событий, но как все это написано и как свежо звучит. Блестящий и остроумный текст Уайльда  хорош в чтении, но мало кому по силам на сцене.   

«… вы в последнее время приобрели пагубную привычку самостоятельно мыслить. Вы должны от нее отказаться. Это не совсем женственно… И мужчинам это не нравится», «В важных вопросах главное не искренность, а стиль» – такие перлы можно разбирать на цитаты.

В версии, которую предлагают в «Мастерской», действие происходит за кулисами театра. Актеры собираются на первую репетицию, чтобы сыграть пьесу Оскара Уайльда. Распределение ролей, как водится, вызывает всеобщее недовольство. Многих на репетиции нет. Целая группа артистов отправилась в Китай, а кто-то находится в Казахстане. Одна актриса опаздывает с важного совещания местного министерства культуры, и молодой режиссер вынужден принимать это как данность.   

Господин режиссер, как его тут именуют, пообещал главную роль опытной актрисе, но пришла его жена, начала требовать  внимания.  Она тоже актриса.  Рядом они смотрятся как комический дуэт.  Есть еще молодая претендентка, которая и получит роль Сесили Кардью (ее сыграла Виктория Троицкая).

Сцена из спектакля «Как важно быть серьезным». Фото — Стас Левшин/ Пресс-служба театра

Сколько раз приходилось слышать со сцены, как сорокалетние актрисы, иногда прекрасные, произносили реплику, что им 18-ть, играя в «Как важно быть серьезным». И опытные театралы с замиранием сердца ждали этого момента.   

– Сколько Вам лет, милочка?!

– 18. Но на балах я говорю, что мне 20.

– Вы совершенно правы, внося эту маленькую поправку; женщина не должна быть точной в определении своего возраста – это отдаёт педантством.

На роль Джона-Эрнеста Уординга Господин режиссер назначает монтировщика. Новоиспеченный артист неловко себя чувствует на сцене, говорит с кавказским акцентом, играет ужасно. Постепенно он преодолевает смущение и входит во вкус. Монтировщика и Уординга сыграл Леван Цискадзе. Многие зрители так и разобрались, кто он такой: профессиональный артист или действительно рабочий сцены.

Роль лакея достаются актёру, который, конечно, не согласен с тем, что он лакей, но и ему приходится смириться.  Театр – это терпение. 

Страсти кипят. Обычным людям сложно поверить, что такое возможно в театре, но там бывает и не такое. Например, одна актриса облила кислотой платье соперницы перед ее выходом сцену. И все это происходило в наши дни в театре крупного областного города.  

В реальный спектакль, на который мы пришли, вовлечены помимо актеров настоящие монтировщики, помреж, реквизитор, гример, костюмер. Все они сотрудники «Мастерской». К примеру, Лера Василькова – реальный помреж и играет помощника режиссера. В копне ее волос торчит пугающих размеров спица. Не дай бог вылетит, и кому-то из сидящих в первом ряду партера крупно не повезет. Лера тут главная, а вовсе не молодой режиссер, робеющий в ее присутствии.  

Откуда-то доносятся обрывки фраз и музыки Нино Рота из фильма «Репетиция оркестра» Феллини, где тоже царит хаос, и музыканты выясняют отношения с дирижером. На тесной сцене установлен небольшой подиум (художник Мария Гросс). Он навевает воспоминания о спектакле «Как важно быть серьезным» 1994 года в «Мастерской Петра Фоменко». Играли его в Доме моды Славы Зайцева. Это было настоящее дефиле, где актеры и актрисы меняли костюмы и ходили как модели.  

В питерской «Мастерской» на сцене лежит пластиковая люстра, претендующая на театральную роскошь. А ля хрустальная гора воспринимается как насмешка над очередным штампом. Где только эти спущенные люстры теперь не эксплуатируются.

Виртуозный текст Уайльда приправлен всякой отсебятиной – современными шутками, интермедиями, музыкальными номерами, вплоть до появления двойника Аллы Пугачевой в облаке рыжих волос. В элегантные и колкие диалоги внедрены фрагменты из сочинения «Как это делается» чешского писателя Карела Чапека о том, как проходят репетиции, в каком виде пьеса доходит до зрителя. Персонажи выходят из-под контроля автора и режиссера, живут как им заблагорассудится.

Во втором акте на сцене неожиданно погас свет. Зрители еще не разобрались в ситуации, а перед занавесом в партере появился Господин режиссер.  «Мне вчера исполнилось 30 лет», – сказал Сергей Паньков. Публика начала его поздравлять. «У меня сейчас разорвется сердце», – продолжил он. Публика уверена, что это игра.  

Ее правила заданы, и никому в голову не придет, что все серьезно. Реальный Сергей Паньков, а не Господин режиссер, предупредил, что надо подождать десять минут, и все наладится. Его слова восприняли как шутку.

В течение первого действия нас приучили к тому, что все здесь не всерьез, театр в театре. Но свет действительно погас, и дежурный электрик пытался оперативно ликвидировать аварию. Пока он сражался с электричеством, Господин режиссер изо всех сил развлекал публику разговорами, заполнял вынужденную паузу. Вскоре свет зажегся – не прошло и обещанных десяти минут.

Одна зрительница демонстративно покинула зал со словами: «Пожалуй, я пойду». А режиссер пообещал уже в следующий спектакль включить сцену с внезапно погасшим светом. То, как он отважно выкарабкивался из темноты, сгладило неровности спектакля. Сложилась совсем другая степень доверия между залом и артистами.

В пьесе Уайльда Алджернон спрашивает: «А что будем делать после обеда? Пойдем в театр?».  Джек ему отвечает: «О нет! Терпеть не могу долго слушать». На спектакле «Мастерской» слушать долго не придется.  Текст поглощает безумная чехарда, тотальный театральный переполох, который зрителю нравится.  

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

azzh-CNzh-TWru

Свяжитесь с нами

Leave your phone number. We will call you back soon!
Your name
Your phone number
I accept GDPR rules
Callback request sent! We will contact you soon.
Error sending callback request! Please try again!
Write a email to us!
Your name
Your email
Your message
I accept GDPR rules
Email sent! We will contact you soon.
Error sending email! Please try again!