Только нужно ли удивляться? На самом деле телевизор — проводник бессмертия, если им правильно пользоваться. Символ будущего, как бы мы ни кричали, что он давно устарел. Потому что в будущее мы берем (да нет, они сами туда приходят!) самых лучших, прекрасных, великолепных. Да, телевизор дает человеку бессмертие. Нет, конечно, это человек, как бы физически ушедший, сам заявляет, будет он бессмертен или нет. Вот Плисецкая точно будет.
Ну скажите, разве ушли от нас навсегда Ширвиндт, Державин, Миронов, Смоктуновский, Яковлев, Табаков, Ефремов… Идут все прекрасные фильмы с их участием, «Огоньки», где они выступают, спектакли, интервью… Вот же они на самом деле, все они живы.
Но Майя Плисецкая в таком качестве, формате — это впервые. Необыкновенно красивая, молодая, хотя в 96-м ей уже пошел восьмой десяток. И я подумал: а ведь это будущее телевидение. Да-да, тот самый искусственный интеллект. Нам уже предъявили не так давно Владимира Жириновского, после того как он ушел от нас. И хотят сделать нового-старого Штирлица, которого будет играть Вячеслав Тихонов — ни больше, ни меньше. Не знаю, хотя уж, конечно, это лучше, чем раскрашенные «Семнадцать мгновений весны». Только как же быть с этикой?
Новые технологии теперь могут оживить практически любого — вот кого мы захотим, того и покажем вновь, и он будет говорить тем самым своим неповторимым голосом, с теми же интонациями. Он вновь оживет на экране, будет действовать, всё так же ярко и ясно мыслить, как Штирлиц. Но какое мы на это имеем право?
Нам скажут продюсеры, теленачальники: «Вы же говорите о бессмертии — так вот оно!». То есть «мы вам сделаем бессмертие в лучшем виде». Только одно дело старая программа, которая смотрится как новая, здесь и сейчас. И вспыхивает память, и слезы капают из глаз, потому что это для нас такие родные, такие близкие люди. И какое мастерство!
А что нам предлагают взамен? Имитацию — вот что! То самое воскрешение, как у графа Калиостро в «Формуле любви». Но Калиостро, как им ни восхищайся, все-таки был жуликом, да?
Телевидение хочет доказать, что оно принадлежит будущему, что ему там место. И тогда будут использованы новейшие технологии для доказательства этого. Но надо ли нам такое? Так сразу и не скажешь. Ведь это будет переход в совершенно новое качество, инопланетное, — воскрешение из мертвых. Знаете, а мне стало страшно. Лучше давайте сегодня смотреть Майю Плисецкую 30 лет назад и восхищаться. А воссоздавать на компьютере… Все-таки это уже будет ожившая, а не живая материя. Не живая, понимаете?!
ВМЕСТЕ С ЛИНИЕЙ ПАРТИИ