Главная / КУЛЬТУРА / На Венецианском кинофестивале Тильда Суинтон призвала каждого задуматься о своем уходе
Доска объявлений огромный выбор товаров и услуг рядом с вами

На Венецианском кинофестивале Тильда Суинтон призвала каждого задуматься о своем уходе

Джулианна Мур, Педро Альмодовар и Тильда Суинтон.

Клод Лелуш, чья кинокарьера насчитывает более 60 лет, удостоен в Венеции почетной премии «Золотой лев». В историю мирового кино он навсегда вошел с фильмом «Мужчина и женщина», снятым в 1966 году, где главные роли сыграли Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян. В 2019-м Лелуш сделал ее продолжение «Мужчина и женщина: Лучшие годы». На Каннском кинофестивале, где он периодически бывает, приходилось наблюдать, как захлопывали его поздние фильмы, и теперь на венецианскую премьеру его «Финала» пришло не так много людей. Никто не занимал очередь за три часа. В основном интерес к новой картине французского ветерана проявило старшее поколение зрителей и журналистов. Главную роль в «Финале» сыграл популярнейший французский актер, комик и телеведущий алжирского происхождения Кад Мерад. Его непосредственный герой отправляется в путешествие из серии «куда глаза глядят». Он и сам толком не знает, где окажется через несколько часов. Он вовсе не стар, учитывая, что Каду Мераду — 60, но пришел вдохнуть момент полной грудью, вырваться из суеты, делать все, что пожелает душа. Например, можно в одежде прыгнуть в бассейн, который окажется частной собственностью, уснуть в хлеву, а утором выпить кофе с милой хозяйкой фермы, наврать про себя с три короба, представиться порнорежиссером.

Кад Мерад в фильме «Финал». Фото: Пресс- служба фестиваля

В 1967 году у Клода Лелуша вышел фильм «Жить, чтобы жить» с Ивом Монтаном и Анни Жирардо. Очень подходящее название и для «Финала». Жизнь полна радостей и удовольствий, даже если ты, как герой Монтана, многое пережил, прошел вьетнамскую войну и оказался в плену. И теперь у Лелуша побеждает жизнь ради жизни и радость бытия. В «Финале» тоже снимались прекрасные французские актеры — Сандрин Боннер, Эльза Зильберштейн, Мишель Бужена, Барбара Прави, Франсуаза Жиллар. У многих из них небольшие, но яркие эпизоды. Лелуш снимает в своем стиле, не претендуя на открытия, снимает так, как снимал всю жизнь, с некоторыми поправками на возраст.

«Соседняя комната» испанского классика Педро Альмодовара — один из самых ожидаемых фильмов Венеции, англоязычная проба пера и, как говорит сам режиссер, новая точка отсчета для него. Многие прочат ему главную награду. Снималась картина в Нью-Йорке по роману «Что ты переживаешь» американской писательницы Сигрид Нуньес. 

Главные героини встречаются после долгого необщения, когда одна из них узнает о тяжелой болезни другой. Успешную писательницу Ингрид сыграла Джулианна Мур. На презентации своей книги она случайно узнает, что дни Марты (Тильда Суинтон) сочтены, и навещает ее в больнице. Как почти всегда бывает у Альмодовара, это отчасти и история из цикла «все о моей матери». В этот раз у героини Суинтон полное непонимание с дочерью. 

Марта в прошлом военный корреспондент The New York Times, хотя в романе ничего подобного нет, но именно такой факт биографии был важен Альмодовару. Мы видим Марту в Ираке, где она выглядит совсем нелепо, как ряженая. Возможно, отголоски воспоминаний должны сообщить зрителю об истоках болезни. Марта продумала свой уход. Она хочет провести свои последние дни в уединении. Вместе с Ингрид они уезжают в загородный дом, где героиня Тильды Суинтон и прибегнет к эвтаназии. От ее подруги требуется одно — ждать, когда дверь, ведущая в комнату, где все и свершится, окажется закрытой. Это знак того, что все произошло. Для героини Мур это непростой выбор, но она его делает, невзирая на возможные проблемы с полицией. Как того и следовало ожидать, они возникнут.

Тильда Суинтон сыграла и дочь своей героини, не воспринимавшую мать как мать. Она появится уже только после ее смерти.

Мур и Суинтон, в отличие от своих фестивальных предшественниц Николь Кидман и Анджелины Джоли, не страшатся морщин, не боятся выглядеть на экране некрасивыми. Они и есть главное украшение фильма. На их диалогах и строится фильм.

Любопытно, что герой внеконкурсного фильма «Фантосмия» филиппинского режиссера Лав Диаса, обладателя «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за «Женщину, которая ушла» по мотивам Льва Толстого, тоже стал заложником своего прошлого. Всю свою жизнь сержант отдал военной карьере и теперь не может вернуться к нормальной жизни. Его преследуют воспоминания и загадочная болезнь фантосмия, связанная с фантомными запахами войны. Он все время закрывает повязкой рот и нос, пытается бороться с болезнью и воспоминаниями, посещает сеансы психотерапии, но психологические травмы сложно преодолеть. Попытки найти себе применение в мирной жизни, самую простую работу на кухне, ни к чему не приводят. Только возвращение на военную службу хоть как-то стабилизирует жизнь.

Про войны — сегодняшние и прошлые — в Венеции много фильмов. Один из них — документальный «Почему война» — снят самым знаменитым израильским режиссером Амосом Гитаем. Это некое размышление о войне. Среди его героев — Альберт Эйнштейн в исполнении Миши Лекота и Зигмунд Фрейд — Матье Амальрик. Они тоже пытаются ответить на вопрос, почему нет конца военным конфликтам, пишут друг другу письма, чтобы в эпистолярном жанре сформулировать ответ на этот вопрос. В белом капроне блуждает по современному Израилю Ирен Жакоб, тоже пытающаяся понять суть происходящего в мире. Виды современного Тель-Авива сменяются реконструкцией исторических ристалищ. Как и у Альмодовора, это лишь обозначение происходящего в мире.

В день премьеры «Соседней комнаты» в Венеции невыносимая тридцатиградусная жара внезапно сменилась дождем. Альмодовар появился на звездной дорожке в невероятном розовом костюме с золотым пером на лацкане. Джулианна Мур была в золотом платье, а Суинтон, считающаяся иконой стиля, появилась в почти бесцветном, слегка серебристом брючном костюме. Вместе они представляли собой нечто несочетаемое, хотя часто выходящие на звездную дорожку группы продумывают детали костюмов, чтобы произвести эффект. А на экране у Альмодовара, как обычно, полыхали яркие цвета, но не было привычных приемов и шуток. На сцене же Альмодовар назвал свой фильм напоминанием о смерти. Тильда Суинтон напомнила о том, что человеку свойственно не задумываться о том, что будет после жизни, каким будет его уход. «Мы много говорим и снимаем кино о жизни и не готовы к разговору о смерти. Мы мало что знаем о ней и можем говорить об умирании», — сказала она.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий