«Ася и пираты красного моря», 2008.
15 декабря прошлого года московская художница Люся Воронова отметила 70-летие. Весь 2024 год ее выставки проходили в разных городах. Она жила и рисовала в 12 странах, создала тысячи портретов. Ее героями, как она сама говорит, можно населить целый город.
Осенью выставка Люси Вороновой «Ирга Ламарка» проходила во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве. Ее название связано с кустарником или деревом, названный в честь французского натуралиста. Работы Люся всегда связаны с природой, которая в ее воображении становится волшебной. Она, праздник, который всегда с тобой.
Теперь 90 картин художницы можно увидеть в усадьбе XIX века в центре Екатеринбурга, но это не одна кочующая выставка, а оригинальная, составленная из других работ. Они занимают весь второй этаж старинного дома и выглядят празднично в его интерьерах. Ретроспектива охватывает тридцать лет деятельности, вплоть до 2010-х. Это живопись и графика Люси Вороновой из собрания московского мецената Александра Воронина.
«Я – отдельно стоящий художник – Люся Воронова, и я на этом настаиваю. Я и человек такой – сам по себе, самостоятельный, и творчество у меня абсолютно самостоятельное. Я не нуждаюсь в группировках или в какой-то поддержке, я самодостаточная, как отдельная планета» – это строки из ее автобиографии. Они, как и фрагменты из дневников, сопровождают выставку в Екатеринбурге.
Любимый писатель Люси – Гоголь, поэт – Блок. В детстве под Новый год она ходила со своими родителями и бабушкой на «Щелкунчика» в Большой театр и продолжает это делать до сих пор. Папа привозил в дом елку под потолок. Все вместе ее наряжали. С детства Люся привыкла к праздникам и теперь устраивает их для нас.
В дневниках, которые цитируются на стенах прямо под ее работами, есть такие строки: «Меня интересует Человек. Человек, его внутренний мир – это Космос, а он бесконечно разный, люди – бесконечно разные… Космос есть в каждом человеке. Мне интересно узнать его в себе и угадать в других».
«Ася в саду диковинных цветов» и «Автопортрет с букетом», 2010.
«Человек приоткрывает свою занавеску и обнаруживает огромный мир маленького человека. А в нем – и цветы, и птицы, и плоды земли, и дети. Все эти люди со своими судьбами – в моей душе, сопереживаю им и пытаюсь согреть. Поселяю их в Райский сад, где цветут диковинные цветы и никто не плачет».
Астры и люпины, пионы в траве, красные герберы, яблоки, ломти арбуза, свекольная ботва, гроздья винограда, узоры… Женщины на красном с черноплодной рябиной, птицы, натюрморты в лугах, клоуны… Таня в ярко-желтом пончо на фоне веселых лошадок в яблочко, белые-белые руки, как у Панночки.. Все это декоративно и напоминает лубок или расписную шкатулку, сделанную народным умельцем. Свой неповторимый мир художница назвала «люсизмом». Как иначе? Она же – Люся.
Начинается выставка с «темного периода», где люди, узоры – все на черном фона, а потом переходит в светлую фазу, к «оде к радости», начавшейся шесть лет назад. Все зависит от внутреннего состояния.
«Жизнь состоит из моментов, но это все равно цельная жизнь. Как поле земли – все в трещинах, но это цельное поле», – читаем фрагмент дневников и видим рядом желтый потрескавшийся фон с возлежащей богиней. На самом деле она – обычная женщина. А вокруг нее куда-то плывут по красному морю диковинные человечки в крошечных скорлупках. Троица сидит на зеленом листке, напоминающем суденышко. За спинами многих героинь Люси полыхают красные поля, усеянные причудливыми цветами, плещутся сказочные воды.
«Фон – это плетение дней, событий, мыслей… Люди рассказывают мне свои истории, и я свиваю из них поле жизни без конца. Жизнь, люди – бесконечны, бессмертны, Фон рисуется сам собой. Он утешает, сохраняет, оправдывает человека», – сообщит нам Люся. Ее палитра: красный – это Жизнь, синий – Небо, черный – Вечность, охра – много золота. «Все так же, как в иконе, народной культуре и искусстве авангарда», – поясняет автор.
Когда Люся пишет портреты друзей, своих постоянных натурщиц, она с ними разговаривает. Отголоски таких бесед потом возникают в ее работах, определяют фон и характеризуют жизнь конкретного героя. Так рождается психологический портрет. Автопортреты тоже возникают на фоне райских садов, определяющих внутренний мир самой Люси.
«Роса», 2010
Это только кажется, что она – талантливая самоучка из народа. На самом деле Люся Воронова – выпускница художественного факультета Московского технологического института, профессионал, почетный член Российской академии художеств. Ее работы хранятся в Третьяковке, Русском музее, Центре современного искусства, в одном из собраний в Нью-Йорке, в частных коллекциях по всему миру. Но они народные по духу, живые и необузданные, целый мир без границ.