Встреча на Патриарших.
Он снял анимационные фильмы «Про Ерша Ершовича», «Солдат и сад», «Бездомные домовые», «Рыбья упряжка», «Аль-Фатиха. Мусульманская молитва», «Шма Исраэль. Иудейская молитва», российско-британского «Чудотворца» — кукольную версию жизни Иисуса Христа, полнометражную «Гофманиаду» по произведениям Эрнста Гофмана, над которой работал 15 лет с художником Михаилом Шемякиным. Его новый герой Булгаков, как и молодой Эрнст Гофман в «Гофманиаде», живет в двух измерениях — воображаемом мире своих произведений и в обычной реальности. Оба они чем-то похожи на самого режиссера.
Идея фильма «Булгаковъ» родилась в 2021 году. Два года продолжался подготовительный период. Уже год идут съемки. Помимо самого писателя на экране появляются или еще появятся герои его произведений и современники — Алексей Толстой, Константин Станиславский, Даниил Хармс… Все они, включая Воланда, сидящего на Патриарших прудах, кота Булгакова, напоминающего войлочное облако, и сам Михаил Афанасьевич заговорят голосом Виктора Сухорукова. «Беспредельна власть моя, Булгаков… Иди и пиши. Когда будет нужно — позову». — Воланд явится писателю во сне. Иногда и не догадаешься, что кондуктор в трамвае и прочие дамы тоже говорят голосом Сухорукова. А один из героев, разъезжающий с примусом в трамвае, очень похож на актера.
Мы встретились со Станиславом Соколовым на «Союзмультфильме», где молодая кинокомпания «Синемаскоп» работает над анимационным проектом «Булгаковъ». Сначала зашли в монтажную, где чувствуешь себя как минимум в пространстве «Пятого элемента» Люка Бессона. Из-за близости монорельса кажется, что поезд сейчас заедет к нам в окно. Все так близко, что можно рассмотреть пассажиров в вагоне. А на экране — сцена на Патриарших прудах. На скамейке сидит Воланд. Рядом — Иван Бездомный и Берлиоз. Монтажер Вероника вместе со Станиславом Соколовым колдуют над кадром.
Первым персонажем, которого довелось увидеть в студийном павильоне, где снимается «Булгаковъ», стал Корней Чуковский с утрированно большим носом. Затем Станислав Михайлович откуда-то извлек главного героя в сером костюме.
«А вот сам Булгаков, — говорит он. — Вначале Михаил Афанасьевич был в домашней одежде, но мы его переодели, чтобы он мог пойти к Станиславскому. В «Театральном романе» есть такая сцена. В этом костюме наш Булгаков еще не снимался. Он даже еще не до конца расписан и имеет у нас несколько голов. Эту куклу сделал наш студент в качестве дипломной работы. А это — Алексей Толстой». На эскизе, а потом и на экране он очень хорош, один из самых колоритных персонажей.
— Все куклы создавались по моим эскизам, — продолжает Станислав Соколов. — Это — Маяковский. Его куклу сейчас заканчивают, хотя мы уже завершили съемки нашего короткометражного фильма, но у меня есть сценарий полнометражного.