
Дирижер Геннадий Саченюк. Фото: Пресс служба КА22
тестовый баннер под заглавное изображение
Дирижер Геннадий Саченюк жестом показывает снятие звука — замолкают хор и оркестр. Три секунды гробовой тишины, и зал Самарской филармонии взрывается бурной овацией, прерывая аплодисменты, лишь чтобы утереть слезы. Все уже и так стояли — именно так слушали «Священную войну» в исполнении хора Александрова, спетую на бис после Концерта-симфонии «Русскому Донбассу» молодого композитора Алексея Сергунина.
Еще в прошлом году в Забайкалье состоялась премьера этого произведения — музыку ожидали, она была нужна, но с тех пор она почему-то больше не звучала на большой сцене. Да, есть запись, сила Интернета помогала симфонии виртуально передвигаться по всей стране, но такая музыка должна жить и сценической жизнью. Этим летом ситуация изменилась, и симфония поехала по Поволжью.
Гуляя в фойе Самарской филармонии перед началом концерта, заглядываем в небольшой музей, где сейчас проходит выставка «1418 дней из жизни Куйбышевской филармонии». Среди экспонатов картина Юрия Филиппова — портрет Дмитрия Шостаковича под названием «Седьмая симфония», он удачно рифмуется с тем, что будет происходить здесь в этот вечер — Концерт-симфонию Сергунина почти сразу в прессе начали сравнивать с «Ленинградской» симфонией №7, премьера которой состоялась 5 марта 1942 года как раз здесь, в Куйбышеве. Композитор, прибывший сюда в эвакуацию, завершил здесь свое сочинение, начатое еще в блокадном Ленинграде. Параллель более чем логичная. Симфония Сергунина — аналогичный отклик, но на события, происходящие уже в наши дни.
Говоря о «Ленинградской» Шостаковича, многие вспоминают, как ее впервые исполняли в Ленинграде 9 августа 1942 года. Требовался мощный оркестр, а в городе был лишь БСО Ленинградского радиокомитета, и артисты были измождены голодом. Их начали откармливать, чтобы появились силы на репетиции (на которые нужно было еще дойти с инструментом, один кофр для которого весил ого-го!). Не все из тех, кто пришел на репетицию, были в состоянии извлекать из инструментов звуки… Чтобы симфония все же прозвучала, музыкантов искали на фронте и освобождали от службы! И прозвучала — вопреки всему.
Симфонию Сергунина исполняет тоже особенный коллектив — Донецкий академический симфонический оркестр им. С.С.Прокофьева, или, как их иначе называют, Оркестр непокоренных. Многие из музыкантов, что немаловажно, участвовали в боевых действиях, в коллективе есть и утраты — погибшие в зоне СВО, замученные в плену… Вместе с ними на сцене Оркестр камерной музыки Леонида Лундстрема. Но в этом произведении, в отличие от сочинения Шостаковича, есть еще партия хора и соло скрипки, которые исполняют Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова и Петр Лундстрем.
Симфония программная — так в музыке называют сочинения с определенным автором содержанием, которое может быть изложено в сопровождающем тексте или в названии произведения. Сергунин дал название не только всей симфонии, но и каждой части: «Шахтерам» — дань достижениям советской эпохи, уважение к историческому прошлому земель, «Военным» — о СВО, «Чакона» — людям искусства, которые помогают своим делом ковать Победу, в частности, Петру Лундстрему, скрипачу, который дал на фронте более 140 концертов (и часто исполнял перед бойцами именно Чакону Баха), и «Катехон» — о времени после нашей Победы, в наступление которой, судя по названию, автор искренне верит.
В первых двух частях есть еще и текстовая составляющая. В «Шахтерам» это фрагменты сочинений Наума Басовского «Хорошая планета — шар земной», Виктора Шутова «Шахтерская бригада» и «Тост» Алексея Сергунина, а в «Военным» звучит стихотворение Анны Долгаревой «Стой, Россия», посвященное всем русским воинам и Александру «Злому» Шубину, погибшему в Нижегородской области при подрыве машины Захара Прилепина.
Страшно, жутко было в зале, когда зазвучала вторая часть, «Военным». Это та музыка, которая понятна без комментариев. С первых нот возникает ощущение «прилета»: удар! — как раньше, больше никогда не будет. Зал оцепенел. Люди сидят завороженные, единственное движение, которое происходит, — слезы из глаз. Хор декламирует текст:
Стой, Россия, за мальчиков этих летних,
Мальчиков злых и светлых,
Улыбчивых, полногубых,
Маминых любых,
Тонких, как ветки ветлы.
В этой музыке и в тексте боль и страдания, но в них же стойкость и отвага наших воинов, «мальчиков этих звонких, идущих на смерть с глазами ребенка».
Из случайных совпадений с Шостаковичем — тональность симфонии. По признанию Сергунина, его сочинение заканчивается в до мажоре, потому что эта тональность символизирует «возвращение основ, обновление и очищение». Здесь мы не можем обвинить композитора в подражании или плагиате, потому что семантику тональностей придумал далеко не Шостакович. Еще у Баха до мажор был тональностью радости, некоторой «твердости» и устойчивости. Потому триумфальное завершение симфонии именно в до мажоре — логичное, правильное и у Шостаковича, и у Сергунина.
Симфонию в Самаре приняли со слезами на глазах. Аплодировали стоя. Зрители просили музыкантов выходить на сцену еще и еще, просили на бис. Вместо Сергунина за пульт дирижера вдруг встал Геннадий Саченюк. Едва зал сел, как снова поднялся — зазвучала «Священная война».