Главная / КУЛЬТУРА / Сорок лет назад рок-музыку пытались в очередной раз оскопить
Доска объявлений огромный выбор товаров и услуг рядом с вами

Сорок лет назад рок-музыку пытались в очередной раз оскопить

Тот самый приказ.

Перенеси составителей сей эпической филиппики в какой-нибудь машине времени всего на несколько лет в будущее — на тот же московский Арбат с его стеной Цоя — то они, тогдашние блюстители скреп, духовности и нравственных устоев, сошли бы, конечно, с ума и массово заехали в Кащенко. Потому что группа «Кино» тоже была в том списке. Как и многие другие, не просто известные нам имена, а исполнители и музыканты, чье творчество, вклад и наследие создали в итоге Золотую летопись отечественной рок-культуры. Одних уж нет, другие далече, третьи все еще активны и в строю, но все они — живая история, как песня, из которой слов не выкинешь: «Браво», «Примус», «Центр», «ДК», «Альфа», «Люцифер», «Автоматический Удовлетворитель», «Аквариум», «Пикник», «Наутилус Помпилиус», «Уличная Канализация», «ДДТ», «Урфин Джюс» и другие.

Иностранная «фракция» списка тоже весьма колоритна — практически весь цвет международной рок-сцены. Чуть позже многие из них поднимали толпы восторженных фэнов на концертных площадках России, но тогда, в 1984-м, «в целях борьбы с влиянием буржуазной идеологии» были строжайше запрещены в том числе Pink Floyd, The Ramones, KISS, Нина Хаген, Sex Pistols, AC/DC, Madness, Clash, The Stranglers, Род Стюарт, Kraftwerk, Nazareth и даже Depeche Mode. Составители мучились с транскрипциями и некоторые названия переводили на русский. Так в этом списке упомянуты: «Калче Клаб» (Culture Club), «Кремль и хороший народ» (что бы это ни значило), «Белый кремль», «Петроградское ревю» и, конечно, «Кожаные комиссары»…

С середины 50-х, когда в мире, собственно, и возник рок-н-ролл, а позже и подпольное рок-движение в СССР с первыми рок-ласточками 60-х («Соколы», «Скоморохи», «Славяне» Александра Градского и др.), расхожий партийно-комсомольский лозунг «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь» сместил внимание на новую и неведомую рок-зверушку. С ней боролись как могли — нервно, остервенело, но в целом хаотично и суетливо. Результат был так себе. «Машина времени» в 1980 г. становится «Лучшей группой года» в хит-параде «Звуковой Дорожки» в «МК», разгорается страшный партийно-комсомольский скандал, а молодое поколение продолжает жить новой музыкой вопреки запретам, страшилкам, увещеваниям и «Утренней почте» с Валентиной Толкуновой и ее «Носиками-курносиками» в хедлайнерах. Перезаписывали магнитофонные бобины и кассеты, настырно напрягали слух, вслушиваясь сквозь глушилки в чарующие электрогитарные запилы, посылаемые страждущим из лондонской студии Би-би-си Севой Новгородцевым…

Намаявшись, набегавшись и напотевшись с этой «чертовой рок-музыкой», власть в итоге решила лихо рубануть с плеча и одним махом изничт ожить ненавистное явление, к тому же еще и наплодившееся тараканами у себя под носом.

«Учитывая тот факт, что в последнее время обострился интерес зарубежных туристов к творчеству некоторых самодеятельных ВИА и рок-групп… считаем необходимым запретить…» Следуя настолько изощренной «логике» (если это определение в таком контексте уместно), то в первую очередь, конечно, надо было запретить Большой театр с его балетом, поскольку к нему у зарубежных туристов интерес был обострен не то что вот-вот, а вообще всегда. Оказалось, что это обстоятельство вовсе не может быть предметом гордости, радости или восторга. Неча тут…

Приказ №361 готовился тщательно, списки составлялись несколько месяцев, морщились лбы. Начали сперва по алфавиту, потом плюнули и вставляли хаотично все, что вспоминалось и приходило на ум. Официально бумагу приняли еще 25 июля 1984 г. на каком-то, видимо, секретном совещании, но лишь два месяца спустя, 28 сентября, разослали курьерской почтой и телефонограммами по отделам культуры райкомов КПСС и ВЛКСМ — внедрять в жизнь.

Как это известие приняло само рок-сообщество, вспоминают сегодня в «ЗД» рок-поэтесса Маргарита Пушкина и музыкант Игорь Журавлев, чья группа «Альянс» помимо того, что украсила и продолжает украшать нашу жизнь нетленным хитом «На Заре», не просто оказалась в тех списках, а еще и почетно их возглавила под номером 1 — как самое, видимо, вредоносное явление…

Игорь Журавлев, 80-е годы.

Игорь ЖУРАВЛЕВ: «Безысходность, непонимание, растерянность»

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий