
Аман, царь и Мордехай. Фото: Российский еврейский конгресс
Пурим — праздник чудесного спасения евреев. Легенда гласит, что во времена правления Артаксеркса в Персии его визирь-антисемит Аман подговорил царя истребить ненавистный народ. Супруга Артаксеркса красавица Эстер (персидская царица еврейского происхождения) и ее родственник Мордехай предотвратили беду, поведав царю всю правду об Амане. Эстер рассказала мужу о своем происхождении, которое ранее скрывала, о коварных намерениях злобного визиря и попросила защитить еврейский народ.
«Надо радоваться», — сказал и.о. президента Российского еврейского конгресса Михаил Бройтман в начале торжества. Именно так, с повелительной интонацией, прозвучала эта фраза. Хотя в этот вечер и дождь шел, и новостная лента была полна грустных событий, и происходящее на Востоке оставляет желать лучшего. Но все же: «надо». Радость — главная «заповедь» Пурима: должны быть карнавал, масштабное веселье от всей души, улыбки и веселый смех.
Гости пре-Пурима закусывали традиционными «ушами Амана» — сладким печеньем треугольной формы. Вопреки традициям пили немного, а вот развлекались и шутили от души — тут все как полагается. «Фишкой» вечера был пуримшпиль, который приготовил модный нынче еврейский театр «Шалом». Но появление шаломовцев на пре-Пуриме — вовсе не дань московской театральной моде: кому, как не им, представить традиционную шуточную постановку, повествующую о той самой легенде о персидском правителе и злобном Амане?

Артаксеркс. Фото: Российский еврейский конгресс
Режиссер спектакля Саша Золотовицкий — громкое молодое имя в театральной среде. Его работы идут в МХТ им. А.П.Чехова, в Театре Маяковского и других. Надо сказать, что он заставил публику говорить о себе своим трудом, а не знаменитой фамилией, а особенный отклик его постановки нашли в сердцах молодой публики. И здесь пуримшпиль получился задорный, дерзкий и очень современный — понятнее и ближе всего он будет, пожалуй, поколению миллениалов, к коим относится и сам режиссер.
Атмосфера спектакля — хорошо организованный и продуманный балаган. Много действия, суеты и деталей — настолько, что за короткую постановку не все успеваешь уловить и рассмотреть. Все герои в причудливых лузер-кор-нарядах (так называют стиль в одежде, иначе — «эстетика неудачников». — М.Ч.): пиджаки большого размера, небрежность, много слоев и объема во внешнем виде, странные шапочки, торчащие нитки, в общем — «я тебя слепила из того, что было», но здесь это, конечно, тщательно подготовленная и продуманная история. За внешним хорошо спланированным бардаком тем не менее легко прослеживается исторический сюжет, рассказанный героями в стихотворной форме и щедро разбавленный переложениями знаменитых песен типа «Смуглянки» (конечно же, вписанной в сюжет, где вместо строчки «Я влюбленный и смущенный пред тобой» — «Где ж управу на Амана нам найти?») и рэпом. Зал много смеялся и поддерживал артистов аплодисментами и трещотками, которые раздавали всем гостям праздника в качестве карнавального аксессуара.
К «Смуглянке», рэпу и любви Артаксеркса к группе Radiohead добавилось еще и знаменитое «Время, вперед!», когда внезапно царь скомандовал звукорежиссеру: «Врубай Свиридова!» Ослушаться царского приказа не представлялось возможным, и под звуки медных духовых и ударных герои дружно направились бороться со злом, а на фоне триумфально звучащего соло трубы схватили злодея Амана. И снова в зале — всеобщая радость, не только потому, что в Пурим надо ликовать, а потому, что было действительно весело и хорошо. Провожали артистов бурно, а маститый и знаменитый Леонид Каневский, который тоже был среди гостей праздника, пожал руку Саше Золотовицкому — в знак признания и уважения.