А. Родченко. Плакат «Книги по всем отраслям знаний».
В декабре 1915 года, ровно 110 лет назад, открылась «Последняя футуристическая выставка 0,10» — выступление русского авангарда. Среди участников — Малевич, Попова, Каменский… Тогда публике впервые представили знаменитый и загадочный «Черный квадрат». С тех пор ведется отсчет истории русского дизайна: то, что продемонстрировали на той выставке, дало невероятный стимул для его развития, а дальше посыпались — конструктивизм, ар-деко, неоклассика…
Выставка представляет историю развития именно стилей в дизайне, без сильной привязке к конкретным датам — легко проследить, как менялись тенденции. Любопытно, что обыватели любят впихивать течения во временные рамки, но важно понимать, что никаких границ у течений быть не может: никто не просыпался одним прекрасным утром и не отменял конструктивизм, назначив вместо него что-нибудь другое. И это самое интересное: стили развивались параллельно, вытекали один из другого, исчезали, а потом возрождались, как феникс. Хотя были стили, вдохновленные конкретными событиями — полет человека в космос, Олимпиада-80, их актуальность была завязана на конкретных временных промежутках.
Космический модернизм.
Условно экспозицию можно поделить на две части: ностальгическая и современная. Первая заставит всплакнуть многих, ведь там среди экспонатов множество до боли знакомых предметов быта — нечто похожее было в доме у наших родителей, бабушек и дедушек. Сервизы, хрустальная посуда, радиоприемники, трюмо из разных эпох — сталинская, хрущевская, брежневская…
Но начинается экспозиция с конструктивистов. В этом году о них вспомнили, кажется, все. Многие из представителей течений удостоились персональных выставок — Любовь Попова, театральный конструктивист Всеволод Мейерхольд и другие ребята из «тусовки». Здесь тоже показали лучших из них. Прежде всего, Вероника Степанова, ее подружка Любовь Попова — их разработки в сфере текстиля и дизайна одежды, эскизы узоров для тканей, которые и до сих пор выглядят стильно, образцы прозодежды по их же наброскам. А также Александр Родченко, в чьем знаменитом изображении Лиличка Брик кричит о «Книгах по всем отраслям» в Ленгизе.
Куртка из одеяла.
За живое задевает космическая эпоха, нашедшая отражение в самых разнообразных деталях интерьера. Наше внимание привлекли «светила», а точнее, люстры, вдохновленные космической тематикой и очаровательный комнатный термометр в виде ракеты «Восток» — и стильно, и функционально.
Многие находки дизайнеров советской эпохи продолжают вдохновлять и современных представителей профессии, но уже в духе нашего времени. В одном из залов уже издалека видишь до боли знакомый розовый цвет — это куртка, сделанная из одеяла 1990-х. Сочетание цветов и фактура ткани точно повторяют то самое детское одеялко из детства. Забавный светильник, в котором узнаешь советскую неваляшку — для тех, кто не наигрался с ней в детстве. Ностальгия.