Фото: Пресс-служба театра
«В прошлом сезоне мы оставались верны принципам нашего театрального дома, принципам свойственным ему исторически и тем, которые отвечают стратегии развития на современном этапе. Мы делали принципиальную ставку на молодое поколение, профессионалов, восполнили на сколько это возможно долг и перед классическим русским репертуаром, и перед сочинениями современных российских авторов, инвестировали в развитие культурной сферы российских регионов. Мы оставались открытыми художественному поиску, эксперименту и конечно же открытыми нашему дорогому зрителю» – сказал, открывая сезон, гендиректор театра Андрей Борисов.
Перед тем как перейти к планам на 106 сезон, подвели итоги сезона прошедшего. «Сезон прошел под знаком русской оперы, русской музыки, русских композиторов. Мы не только попытались изучить русский код, но мы попытались изучить сильный характер русской женщины», – рапортовал гендиректор. А фразу из Льюиса Кэрролла. «Чтобы остаться на одном месте нужно бежать еще быстрее», он назвал принципом театра.
В новом сезоне зрителей МАМТ ждут две оперные и две балетные премьеры.
О планах оперы рассказал художественный руководитель оперной труппы МАМТ Александр Титель.
На первую половину марта запланирована знаменитая опера «Андре Шенье» представителя веризма Умберто Джордано. Её поставит сам Александр Титель. Сценографическое решение разрабатывает театральный художник Александр Боровский, а художникам по костюмам будет другая представительница династии отечественной сценографии его дочь Мария Баровская
В финале сезона, в конце июня театр намеревается показать еще одну итальянскую оперу, также отсылающую к сложным историческим событиям уже в Англии. Спектакль представят режиссер-постановщик Сергей Новиков и дирижер-постановщик Феликс Коробов. «Анна Болейн» Гаэтано Доницетти рассчитана на примадонну оперной труппы МАМТ Хиблу Герзмава.
Пресс-служба театра
Художник-постановщик – Иван Складчиков. Этот проект возник ещё в 2009 году, но по разным причинам откладывался.
Две оперы великих итальянских композиторов разных эпох, которые в 106-ом сезоне покажет МАМТ, объединяет по словам гендиректора «исследование роли личности в мировой истории и предъявляет серьёзные требования к уровню артистов, которые в них будут задействованы, к их вокальной культуре и технике. По этой причине эти спектакли редки на российской сцене, а в репертуар «Стасика» никогда ранее не входили. «В МАМТ – удовлетворенно отметил гендиректор, – такие артисты имеются, поэтому мы позволим себе прикоснуться к этим прекрасным произведениям».
«Если в 105 сезоне театр представил три русских оперы, то 106-ой – время русской музыки в балете» – сказал худрук балетной труппы Максим Севагин приступая к оглашению балетных планов.
Первую премьеру 106-го сезона театр покажет 8,9 и 10 ноября: вечер балетов под названием «Место во Вселенной». Это мировая премьера. Покажут два балета: Вячеслава Самодурова и самого Севагина.
Пресс-служба театра
Севагин давно мечтал пригласить Самодурова для работы с труппой МАМТа, и это будет первая работа модного хореографа со «Стасиком». «Самодуров любит работать с новой музыкой написанной для его балетов» – отметил Севагин. Для сотрудничества хореограф выбрал современного композитора Владимира Горлинского. Репетиционный процесс уже идет. Это будет одноактный балет и называться он будет «Перигелий».
Перигелий – это ближайшая точка орбиты небесного тела относительно Солнца, движущегося вокруг него, и в балет е «Перигелий» присутствует тема космоса, тема поиска места человека в небесно-космическом пространстве. Как написано в пресс-релизе: «При создании концепции спектакля хореограф вдохновлялся голландской живописью эпохи Ренессанса и астрофизикой».
Дополнит этот вечер худрук балета Стасика своим спектаклем «Знаем благую весть». По словам Севагина для него в названии присутствует «Русский код, который с рождения закладывается в человеке, то, что нас ведет, о чем мы даже не задумываемся».
«О месте человека во вселенной и более понятных нам обстоятельствах, на земле, в мире, в каких-то условиях сюжетных и действенных», по словам автора и расскажет этот балет, который Максим Севагин создаст при участии Московского государственного академического камерного хора Минина.
«Знаем благую весть» ставится на хоровую симфонию Валерия Гаврилина «Перезвоны», которая прозвучит a capella в исполнении Академического камерного хора Минина и солистов оперной труппы МАМТ под музыкальным управлением Тимофея Гольберга.
Пресс-служба театра
Спектакли ноябрьской программы будут объединены концептуально. Это должен обеспечить художник-постановщик Мария Трегубова, которая является и художником по костюмам для обоих спектаклей. «Точки соприкосновения появляются и в световых решениях, и в геометрический решениях. Огромное значение имеет сферический элемент, потому что это небесное тело. Например, в моем спектакле это Солнце – как символ очень важный и в русской, и мировой культуре» – говорит Севагин.
В двух этих спектаклях намечается участие вышедшей после декрета прима-балерины Оксаны Кардаш.
В апреле балету тоже предстоит коллаборация. На этот раз с кукольным театром Сергея Образцова. В программе покажут два балета Стравинского – «Петрушка» и «Жар-птица». Заметим, что вечер, который задумал Севагин, совпадает с балетами, выбранными для своих показов и Большим театром. Но если там эти балеты будут идти в ставшей уже классической хореографии Фокина, то в вечере МАМТа будет представлена новая и оригинальная хореография.
В основу этих балетов, легли мотивы русских народных сказов и кукольных представлений.
Вечер задумывается как режиссерский проект, который осуществит режиссер Алексей Франдетти. «Он придумал концепцию, объединяющую эти два спектакля. Есть момент актуализации этих произведений. Тема будет связана с развитием технологий, с развитием искусственного интеллекта. С мыслью о том, где эта граница между живым и неживым. Что такое живой человек рядом с тобой и что такое кукла рядом с тобой?» – заметил Максим Севагин.
Спектакль «Петрушка» поставит хореограф и балетный артист МАМТа Константин Семенов, который довольно удачно представил на верхней сцене «Стасика» балет «Зазеркалье» по Льюису Кэрроллу,
Над хореографией балета «Жар-птица» будет работать Ксения Тернавская, которая уже тоже ставила балет в Музыкальном театре. При этом, хореографам придется ставить хореографию не только для танцовщиков, но и для Кукол (а в балете «Петрушка» будет, например, занято всего три танцовщика и куклы). Важную роль будет играть в этом спектакле художник-постановщик Виктор Никоненко, который, собственно, и будет создавать этих кукол, а также все пространство спектакля.
Рассказал Максим Севагин и о своем следующем проекте, премьера которого пройдет уже в начале следующего 107-го сезона, но ставится он будет в конце наступившего сезона. Это балет «Анна Каренина», который Севагин лично хочет осуществить на музыку Ильи Демуцкого. В «Стасике» при Игоре Зеленском уже шла «Анна Каренина» немецкого хореографа Шпука. Теперь планируется новая, приуроченная, между прочим, к дате – 150-летию с первой журнальной публикации романа Льва Николаевича Толстого.
Пресс-служба театра
Познакомил Максим Севагин и с новым пополнением балетной труппы, в которую кроме выпускников хореографических училищ, на позицию первой солистки пришла и Анастасия Смирнова, солистка Михайловского театра, в сезоне 2021-22 годов работавшая и в Мариинке.
Еще два значимых события в 106-м сезоне связаны с именем выдающегося балетмейстера, одного из основателей балетной труппы Музыкального театра – Владимира Бурмейстера. В 2024 году исполнилось 120 лет со дня рождения мастера, благодаря которому в середине XX века балетная труппа Театра Станиславского и Немировича-Данченко вышла на мировой уровень. В конце сентября артисты балета отправятся на гастроли в Китай со знаменитым «Лебединым озером» Бурмейстера. Гастроли пройдут с 29 сентября по 8 октября в Пекине, Шанхае и Шэньчжэне. Первые китайские гастроли труппы прошли 70 лет назад в период художественного руководства Бурмейстера.
Кроме того, в ноябре 2024 года будет представлен театрально-просветительский проект «Время Бурмейстера», в котором примут участие теоретики и практики балета, исследователи творчество хореографа.
Подвели на сборе труппы и итоги внутреннего конкурса, который проходит и в оперной, и в балетной труппе, а также среди артистов оркестра. В прошлом году правда балетных артистов в этом конкурсе обделили, но в этом году положение исправили. Артистов в этом конкурсе, тайным голосованием оценивает сами члены творческих коллективов, и победителями этого внутреннего конкурса в балете, например, стали среди педагогов Виктор Дик и Анастасия Першенкова, такие артисты как Искандар Анваров, Тайга Кадама-Помфрет (выдвигался на голосование, как артист кордебалета, но в конце сезона был переведён в солисты), Полина Заярная, Елена Соломянко,.. Такие примы, как Эрика Микиртичева, Наталья Сомова, Анастасия Лименько, и такие премьеры как Иннокентий Юлдашев, Иван Михалев. Последний получил и благодарственное письмо «за вклад в развитие театра». Письмо это тоже предполагает денежное вознаграждение. Кроме того, такие «письма счастья» от дирекции получили и многие другие артисты балета «Стасика», как и артисты других подразделений: Денис Дмитриев, Анастасия Лименько, Галина Крапивина, Светлана Цой, Елена Соломянко, Иннокентий Юлдашев, Евгений Жуков и другие…