Главная / НАУКА / ДНК-исследование раскрыло секреты средневекового пещерного сообщества

ДНК-исследование раскрыло секреты средневекового пещерного сообщества

Новое исследование ДНК помогло прояснить происхождение этой общины, их родственные связи и болезни, которые их поражали. Собранные данные раскрывают историю инбридинга (случайных актов насилия и эпидемий в период Средневековья). Одна из теорий предполагает, что некоторые из первых поселенцев пещер имели военный опыт, хотя неясно, были ли они профессиональными солдатами.

Поселение существовало с середины 6-го века до 11-го века нашей эры. Раннее Средневековье было бурной эпохой во многих частях Европы, включая Пиренейский полуостров. После падения Западной Римской империи в 476-м году нашей эры Иберия оказалась под властью вестготов, пришедших из Северной Европы.

Королевство вестготов распалось после завоевания мусульманскими армиями из Северной Африки в 711-м году нашей эры, что привело к образованию территории, известной как Аль-Андалус, охватывающей большую часть Иберии. Тем не менее христианские королевства на севере полуострова продолжали существовать и постепенно отвоевывали утраченные земли.

В Лас-Гобасе, расположенном на севере Испании, находится древнее кладбище, созданное пещерными поселенцами. К десятому веку жители переехали в более привычную деревню, хотя пещерная церковь и кладбище оставались в использовании до 11-го века.

Во время археологических раскопок на кладбище были обнаружены останки 41 человека. Ученые провели генетический анализ 39 из них, и у 33 удалось получить достаточно ДНК для определения пола. У 28 останков было достаточно ДНК для дальнейшего исследования с использованием различных генетических методов.

Исследователи выяснили, что большинство жителей были местного иберийского происхождения с минимальным влиянием североафриканцев, несмотря на близость к северной границе Аль-Андалуса. Это соответствует историческим данным о незначительном генетическом влиянии североафриканского населения на северную Иберию в Средневековье.

На двух скелетах, относящихся к раннему периоду прибытия в поселение, обнаружены следы насилия, вызванные ударами меча по голове. Однако повреждения относятся ко времени до мусульманского завоевания и не связаны с конфликтами на границе Аль-Андалуса.

В этот период наблюдался высокий уровень инбридинга: у примерно 61% исследованных с достаточными геномными данными были выявлены признаки инбридинга. Это свидетельствует о том, что население практиковало эндогамию — браки только внутри своей общины.

На раннем этапе заселения Лас-Гобаса также были обнаружены случаи заражения бактерией, вызывающей кожные заболевания у людей. Её присутствие, обычно связанной со свиньями, свидетельствует о том, что разведение домашних животных играло важную роль в жизни местного населения.

Некоторые исследователи предполагают, что оспа, обладая высоким уровнем смертности, могла попасть в Иберию в результате мусульманского завоевания. Однако штамм оспы из Лас-Гобас был похож на те, что обнаружены в Скандинавии, России и Германии в тот же период. Это создает впечатление, что один из путей распространения пандемии мог проходить с востока.

«Это сообщество демонстрирует изоляцию, насилие и глубокую религиозность. То, что начиналось как группа, живущая в пещерах, со временем превратилось в типичную сельскую деревню, пережившую множество болезней», — заключили исследователи.