
А. Леонов оставляет памятную надпись и рисунок в «МК».
Для начала – некоторые исторические детали, предшествовавшие первому выходу человека в открытый космос. Началось все с газетной статьи в западной прессе о готовящемся проекте американцев «Аджена» — полете капсулы с космонавтом на борту. Достигнув орбиты, американец должен был открыть люк, впервые выглянуть через него в открытый космос и закрыть обратно. На дворе тогда стояла весна 1963 года. Руководство СССР приняло решение не уступать пальму первенства в космосе и пошло дальше. Как рассказывал мне в свое время бывший главный инженер ОКБ-1 Григорий Халов, Сергей Павлович Королев срочно приказал ему свернуть текущую работу и приступить к созданию макета нового корабля с новым элементом – шлюзовым отсеком. Замысел был в том, чтобы не просто выглянуть, «понюхать космос» и закрыть «окно», а выйти в него! Времени было дано мало, и, естественно, не обошлось без ошибок, переделок и жуткой нервотрепки, главный инженер даже «попадал под С.П.», то есть, в немилость к Сергею Павловичу. Задача и вправду была почти невыполнимой: ведь кабину корабля «Восход-2» создавали на базе пустого «шарика» кабины гагаринского «Востока». В пространстве, рассчитанном на одного, надо было разместить двоих — Алексея Леонова и командира экипажа Павла Беляева – да еще расчистить от аппаратуры место для выхода в шлюзовой отсек. Инженеры справились, но, естественно, многих вещей учесть просто не могли, поскольку никто не мог тогда предусмотреть с какими трудностями столкнется в открытом космосе человек.
Правда, еще до полета Леонов оказался на волосок от гибели. По словам Халова, во время репетиции выхода «в космос» через люк на заводе «Звезда» Леонов облачился в настоящий скафандр, «наддулся» (ему закачали воздух внутрь, чтобы было чем дышать во время кратковременного эксперимента). Затем шланг вентиляционного агрегата отсоединили, и Алексей Архипович начал имитировать выход в космос. Все жутко волновались, молились, чтобы не застрял, но вскоре все вздохнули с облегчением: Леонов без проблем прошел через отверстие люка. Его усадили на стул и… с этой секунды о нем забыли. Лишь случайно кто-то из ликующей братии бросил взгляд на задыхающегося без воздуха Леонова, что его и спасло.
Борьба за жизнь в открытом космосе
Как проходил его выход в бездну, – это произошло на втором витке полета, через 1,5 часа после старта, – описано много раз. Напомню лишь, что кроме восторженных впечатлений от вида родной планеты, у Леонова возникли в космосе серьезные проблемы. От глубокого вакуума деформировался его скафандр, и в результате ему было очень неудобно двигать конечностями. Потом, еле попав в шлюзовой отсек диаметром 1,2 метра, он с огромным трудом смог развернуться, смотать и закрепить на скафандре пятиметровый фал. Официально время, проведенное за бортом «Востока-2», составило 12 минут. Однако сам Алексей Архипович в разговоре со мной говорил, что на самом деле пробыл в космосе 23 минуты 41 секунду, с учетом пребывания в разгерметизированном шлюзовом отсеке.
Дальше последовал более детальный разбор полета. В ЦУПе поняли, что ошиблись, не оснастив внутреннее пространство шлюза удобными поручнями и внешнюю поверхность корабля – приспособлениями для крепления.
«Трудно было держаться только за счет рук, – рассказывал как-то в интервью «МК» Алексей Леонов. – Вот кто нам мешал сразу сделать на выходном люке две петли, как на лыжах, чтобы ноги туда вставить и работать?! Я эту проблему почувствовал, когда снял кинокамеру, закрепленную на краю люка. Моя правая рука оказалась занята ею, так что все остальные операции мне пришлось делать одной левой».

Алексей Леонов за бортом корабля «Восход-2». Фото: РГАНТД
Работа над ошибками