Фото: freepik.com
«Обычно обучение и память связывают исключительно с мозгом, но наше исследование показывает, что и другие клетки организма способны к обучению и формированию воспоминаний», — объясняет автор исследования Николай Кукушкин.
Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, могут ли клетки, не относящиеся к мозгу, участвовать в процессах памяти. Ученые использовали известный неврологический феномен — эффект распределенного внимания, который демонстрирует, что мы лучше запоминаем информацию, когда изучаем ее с перерывами, а не за один интенсивный сеанс, как это происходит при зубрежке перед экзаменом.
В ходе эксперимента ученые смоделировали процесс обучения с течением времени, изучив два типа клеток человека в лабораторных условиях. Они подвергли клетки воздействию различных химических сигналов, аналогично тому, как нейромедиаторы воздействуют на клетки мозга при усвоении новой информации.
В ответ на это немозговые клетки активировали «ген памяти» — тот же ген, который активируется в клетках мозга при обнаружении закономерностей в информации и перестройке связей для формирования воспоминаний. Чтобы контролировать процесс обучения и запоминания, ученые модифицировали эти клетки так, чтобы они вырабатывали светящийся белок, сигнализировавший о включении или выключении гена памяти.
Результаты показали, что эти клетки способны распознавать повторяющиеся химические импульсы, имитирующие всплески активности нейромедиаторов в мозге, а не просто длительные воздействия. Это аналогично тому, как нейроны в нашем мозге реагируют на обучение с перерывами, а не на интенсивное запоминание всего материала сразу.
Особенно когда импульсы подавались с определенными интервалами, они активировали «ген памяти» сильнее и дольше, чем при одновременном воздействии.
«Это подтверждает действие эффекта распределенного обучения, — отмечает Кукушкин. — Это свидетельствует о том, что способность учиться через разнесенное повторение может быть присуща не только клеткам мозга, но и всем клеткам организма».
Исследователи подчеркивают, что эти результаты не только открывают новые подходы к изучению памяти, но и могут иметь положительные последствия для здоровья.
«Это открытие создает новые возможности для понимания механизмов памяти и может привести к разработке более эффективных методов улучшения обучения и лечения проблем с памятью», — добавляет Кукушкин.
По словам исследователей, исследование подчеркивает необходимость рассматривать организм как единое целое — например, учитывать, что поджелудочная железа помнит о прошлом питании для поддержания здорового уровня глюкозы в крови или что раковые клетки могут иметь память о проведенной химиотерапии.