В процессе подготовки мирного договора с Арменией Азербайджан предпринял второй необычный ход. Первый был обозначен после визита в США специального представителя президента Азербайджана Эльчина Амирбегова, когда он заявил, что Баку согласился убрать из проекта мирного договора вопрос о Зангезурском коридоре, который может связывать Азербайджан с Нахичеванью через территорию Армении.
Необычность ситуации заключалась в том, что в трёхстороннем мирном соглашении от 9 ноября 2020 г. России, Азербайджана и Армении, завершившем Вторую карабахскую войну, говорится о разблокировке региональных коммуникаций без упоминания «Зангезурского коридора», соединяющем западную часть Азербайджана с Нахичеванью.
Затем Азербайджану удалось ввести этот вопрос в проект договора, что вызвало немало политических нареканий со стороны Ирана.
Но США, которые прежде выступали против этого проекта, «неожиданно» решили его поддержать.
Помощник госсекретаря США Джеймс О’Брайен говорил, что «Баку и Еревану выпадает исторический шанс выстроить коммуникацию Средняя Азия-Азербайджан-Армения-Турция в обход России», и что так называемый «Срединный коридор» может стать альтернативой российского коридора «Север-Юг», когда Турция превращается в ключевого оператора Запада как раз на стыке Средняя Азия-Закавказье.
Поэтому казалось, что на этой основе начнется тесное сближение Азербайджана с Арменией. Но Баку предпринял не совсем разгаданный до сих пор тактический маневр, решив развивать коммуникации с Нахичеванью через территорию Ирана и внося в ситуацию коррективы, связанные с выводом Еревана из региональной коммуникационной «игры». Видимо — не случайно.
Проблема в том, что США никогда не воспринимали отношения между Азербайджаном и Арменией в локальном варианте, заявляли, что готовы предоставить Баку и Еревану «альтернативу российским и иранским решениям», фактически выступая в роли модератора в отношениях между Баку и Ереваном.
Теперь о втором необычном ходе Азербайджана. Он решил обнародовать три несогласованных пункта проекта мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Бывший посол, руководитель Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев сообщил, что один из этих пунктов касается удаления из Конституции Армении территориальных претензий к Азербайджану.
Другой пункт предусматривает отказ сторон от подачи юридических исков против друг друга в международные судебные инстанции.
Наконец, третий пункт касается запрета на размещение сил третьих сторон, в том числе наблюдателей, на армяно-азербайджанской границе.
Представляется, что именно этим пунктом во многом блокируется переговорный процесс. Напомним: 23 января 2023 г. главы МИД стран ЕС одобрили создание новой гражданской миссии в Армении, мандат которой рассчитан на два года.
Она включает несколько сотен человек, в том числе экспертов и европейских наблюдателей. Заявлено, что «цель миссии — способствовать стабильности в приграничных районах Армении, укреплять доверие на местах и обеспечивать условия, способствующие усилиям по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, поддерживаемыми ЕС».
В этой связи МИД России подчеркивал конфронтационную сущность полувоенного присутствия ЕС в регионе, указывая, что от миссии ЕС в Армении ничего, кроме дестабилизации Южного Кавказа и его превращения в очередную арену геополитического соперничества, ждать не стоит. Такой же позиции придерживался и Азербайджан.
Но на сей раз он решил, что наступил благоприятный момент для разыгрывания этой карты уже в реальной политике. В широком контексте это сигнал Армении о том, что Азербайджан негативно воспринимает ее западный вектор во внешней политике, и что это может влиять не только на урегулирование отношений, но и на характер диалога между Баку, Вашингтоном и Брюсселем.
В Армении надеются, как заявил спикер национального парламента Ален Симонян, что наблюдатели ЕС останутся в республике до момента заключения мирного договора с Азербайджаном и, возможно, какое-то время после этого.
Баку против и требует устранения из проекта договора пункта о миссии ЕС, отказываясь подписывать 16 согласованных статей договора без трех, подлежащих дальнейшему согласованию.
Отметим момент, который Азербайджан выбрал для дипломатической атаки. Во-первых, она приурочена к открытию международного форума — 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29).
Во-вторых, похоже, что Баку, успевший диверсифицировать свою внешнюю политику, обратившись к стратегии балансирования между пересекающимися интересами Турции и России, с возвращением Дональда Трампа в Белый Дом связывает смену общей ситуации в регионе не в пользу Еревана. К тому же, как считает политолог Сурен Суренянц, армяно-американские контакты «обнулились» из-за ошибочной политики армянских властей, сделавших ставку лишь на демократов и сложивших все яйца в корзину неолибералов.
Кстати, он прогнозирует «уход из региона США и усиление там влияния России». Но пока инициативу перехватывает Азербайджан, выстраивая консолидированную политическую позицию, и ждет, как Вашингтон будет реагировать на ситуацию, когда «еще не все предрешено».
Вот почему появляется ощущение, что обстановка в Закавказье эволюционирует в новое качество с потенциальными переменами прежнего статус-кво. Но, тем не менее, всё или почти всё будет определяться завершением мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном.