Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал довольно-таки резкое интервью по поводу инцидента с самолетом Embraer 190 компании Azerbaijan Airlines (AZAL), летевшего из Баку в Грозный. Самолет не смог приземлиться в аэропорту чеченской столицы и совершил жесткую посадку с многочисленными жертвами в аэропорту казахстанского Актау.
Алиев прямо обвинил России в том, что это ее ПВО повредили самолет, а должностные лица пытались скрыть следы преступления. По его словам, Россия должна взять ответственность и принести публичные извинения за ситуацию с самолетом.
Днем ранее российский президент Владимир Путин во время телефонного разговора с Алиевым принес извинения в связи с тем, что «трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России». Судя по всему, азербайджанскую сторону это не удовлетворило…
Между нашими странами было всякое — достаточно вспомнить расстрел миротворцев в Карабахе и уничтожение азербайджанскими военными российского вертолета во время войны осенью 2020-го года, когда погибли российские пилоты. Баку в итоге извинился, но никогда наши отношения не омрачались столь резкими высказываниями на повышенных тонах.
Надо понимать, что оба инцидента произошли в разгар военного конфликта, что делает их весьма вероятными, и все должны понимать это. Но Алиев почему-то не упомянул, что ситуация в небе над Грозным возникла из-за атаки украинских беспилотников.
В любом случае, тему с самолетом, не дожидаясь результатов официального расследования, сейчас активно раздувают в азербайджанских СМИ и блогосфере, пытаясь выставить Россию единственным виновником происшествия и едва ли не недружественной Азербайджану страной.
Так вышло, что накануне Алиев подписал закон, который ограничивает пребывание россиян на территории Азербайджана сроком в 90 дней.
Официально — это ответная мера на аналогичный закон в России, однако совпадение с резким всплеском русофобских настроений из-за инцидента с самолетом уже не выглядит случайным совпадением.
Возникает ощущение, что кто-то очень умело пользуется ситуаций для того, чтобы вбить клин между странами…
— Интервью Алиева является своеобразной реакцией на инцидент, произошедший в воздушном пространстве России, однако любые выводы до появления результатов расследования все же выглядят преждевременными, равно как и обвинения, — убежден доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— По факту у всего есть первопричина, и та же работа ПВО также объяснима необходимостью отражения атак, в связи с чем закрывать глаза на очевидный украинский след, мягко говоря, не совсем объективно. Тем не менее, извинения Россией принесены, и это довольно значимо с политической точки зрения… Иные оформленные требования целесообразны по результатам расследования.
Запрет же на пребывание граждан России на территории Азербайджана сроком более чем на 90 дней выглядит в этих условиях как элемент повестки, значимым компонентом которой стала произошедшая катастрофа. Однако причинно-следственная связь между событиями представляется маловероятной. Развитие отношений с Азербайджаном остаются для России в числе приоритетов в рамках сохранения влияния на постсоветском пространстве
— Тон этого интервью может указывать на то, что в Баку намерены использовать инцидент с самолетом для усиления протурецкого и прозападного крена своей внешней политики, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Видимо, это сигнал был не только для России, но и для других игроков — Турции, ЕС, НАТО… Да, произошла трагедия. Понятно, что никто не собирался сбивать пассажирский лайнер, но и уходить от ответственности также не следует.
«СП»: Обвиняя Москву, Алиев почему-то забыл сказать, почему ПВО работала в небе мирного города. Не потому ли, что оно было не очень-то и мирным из-за деятельности государства, которое Азербайджан поддерживает информационно и гуманитарно. И ближайший союзник Азербайджана — Турция, тоже поддерживает, причем открыто — поставками оружия. Не стоило ли хотя бы упомянуть об этом?
— Да, полагаю, что Азербайджану об этом стоит напомнить, в том числе публично. Если самолет действительно сбит российской ПВО, то ответственность лежит и на Азербайджане, руководство которого поддерживает киевский режим, а значит, ставит под угрозу и безопасность собственных граждан, которые находятся в России или направляются туда.
«СП»: Можно ли считать запрет на пребывание гражданам России более 90 дней недружественным жестом, или это просто ответная реакция на аналогичные меры России? Временное совпадение с авиакатастрофой?
— Думаю, эта мера азербайджанской стороны была ожидаемой, и напрямую с катастрофой она не связана. Кстати, резкие высказывания Алиева могут быть вызваны также и недовольством этими ограничениями для азербайджанцев в России.
Очевидно, для граждан этой страны данная мера намного более чувствительная. Просто потому, что азербайджанцев в РФ намного больше, чем россиян в Азербайджане.
«СП»: Запад умело использует украинский конфликт, чтобы ослабить позиций России на постсоветском пространстве. Но возникает ощущение, что трагический инцидент мог быть не случайным. Время авиарейсов хорошо известно и организовать атаку беспилотников именно в это время для ГУР, СБУ или иных спецслужб было «делом техники».
— То, что Запад использует конфликт на Украине для ослабления позиций России на постсоветском пространстве в целом — как говорится, медицинский факт. Что касается катастрофы, то что-то подобное раньше или позже должно было произойти. Но не думаю, что кто-то подстраивал это специально. Хотя, конечно, на Западе эту тему могли отработать по полной.
«СП»: Наши отношения с Азербайджаном теперь могут сильно осложниться? Особенно с учетом турецкого фактора?
— Усиление протурецкого крена Азербайджана неизбежно вело к ухудшению отношений с Россией. Особенно очевидным это стало после победы Азербайджана в Нагорном Карабахе при активной поддержке Турции.
Баку активно участвует в опасных для России пантюркистских играх Анкары. Кроме того, Азербайджан — важнейшее звено для альтернативных логистических коридоров Китай-Европа в обход России, через него же пойдут углеводороды из Центральной Азии в случае реализации Транскаспийского трубопровода.
Инцидент с самолетом — очень удобный повод закрепить и усилить эту линию поведения Баку.