Авиакатастрофа в казахстанском Актау используется западными спецслужбами для того, чтобы поссорить Россию и Азербайджан. Такое мнение «Свободной Прессе» высказал руководитель Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков на брифинге 9 января отказался комментировать заявления, прозвучавшие из Баку — от главы Азербайджана Ильхама Алиева — о том, что Россия хочет «замять историю с крушением». Ровно так же Песков не стал комментировать встречные обвинения в адрес азербайджанского руководства, которые последовали из ОП РФ.
Несмотря на сдержанность руководства России в оценках, возникает ощущение, что авиационную трагедию пытаются использовать ради того, чтобы испортить отношения между Россией и Азербайджаном. На вопрос: кому это выгодно, ответил Андрей Клинцевич.
«СП»: Андрей Францевич, согласны ли вы с тем мнением, что после ужасной авиакатастрофы в Казахстане возникло напряжение между Баку и Москвой?
— Первое. Важно понимать уровень конфликта. Я долгое время отвечал за Азербайджан (от лица России вёл трехсторонние консультации по Нагорному Карабаху — «СП»), и могу сказать, что на уровне Путин-Алиев конфликта нет.
Все и всё прекрасно понимают, что случилось с самолётом. Риторика идет между политиками значительно меньшего уровня. Кто-то подумал, что — если его избрали депутатом или членом Общественной палаты — значит можно на беде зарабатывать висты.
Эта проблема есть и в Азербайджане, и в России. Поэтому — чтобы немножко охладить разгорячённые головы — Алиев делает свои заявления, а Песков (от лица Путина) — свои.
«СП»: Заявления Пескова преследуют цель погасить страсти. Но про официальный Баку трудно сказать то же самое…
— Конечно же, Запад использует тему авиакатастрофы, чтобы поджечь Азербайджан и поставить Алиева в трудное положение. Работают западные спецслужбы через НКО, фонды и пул проплаченных Западом азербайджанских журналистов.
Если Ильхам Гейдар оглы Алиев в этой ситуации не сделает упрёка в адрес России — он попадёт под удар так называемого гражданского общества.
Путин понимает это. Поэтому реально такая риторика ни на что не повлияет, и два президента не настроены на конфликт.
Мы слышали и с российской стороны претензии — к президенту России — за то, что Путин никак не отреагировал на то, что в Азербайджане был сбит российский вертолёт. Но все же понимают, что Алиев не имел отношения к крушению нашего вертолёта. Это не было акцией Азербайджана.
Такие трагедии становятся поводами для провокаций, но они не могут быть использованы в каких-то разменах.
Каждый подобный инцидент потом перерабатывается пиарщиками в продукт, которой якобы подтверждает борьбу России и Азербайджана за Зангезурский коридор — международный маршрут, который в ближайшем будущем соединит Россию и Турцию бесперебойным наземным сообщением.
Россия и Азербайджан борются за то, чтобы Зангезурский коридор заработал, но — борются не друг против друга, а совместно — за открытие этого транспортного маршрута.
А для Алиева и его клана этот коридор лично важен — чтобы получить свободный доступ в Нахичевань, который для Алиевых является родным.
«СП»: Насколько для России важен Азербайджан?
— В условиях санкций Азербайджан стал очень важным для нас. Теперь это — не просто друг России, но и очень важный торгово-экономический стратегический союзник. Маршрут север-юг, который идёт через Азербайджан на Иран, многие называют «спасительной транспортной нитью». Я бы настолько не преувеличивал, но и углеводороды с нашей стороны, и не хватающие нам высокотехнологичные изделия идут через Азербайджан.
Европейцы, закрыв нам логистические маршруты, думали, что Россия умрёт. Но за счёт Азербайджана всё это поехало «вниз» — на Глобальный Юг.
И ещё важный момент в том, что Азербайджан в значительной степени обеспечивает Россию плодово-овощной продукцией.
Вот именно сейчас, когда мы разговариваем, в Краснодарском крае ещё ничего не растет. И в этот период мы едим азербайджанское. Эти поставки нельзя назвать незаменимыми, но Азербайджан разнообразит рацион питания наших граждан.
«СП»: Многие эксперты говорят, что происходит «перетягивание Азербайджана»: Россия тянет его на себя, а Турция — на себя. Это так?
— Турция и Азербайджан — это как Россия и Белоруссия. Два государства — один народ. Но как Белоруссия — свободная страна, так и Азербайджан — не вассал Турции. Белоруссия не действует в ущерб своим национальным интересам, и Азербайджан тоже.