Договор о создании Союзного государства Белоруссии и РФ открыт для присоединения к нему других стран.
Такое заявление сделал замглавы белорусского МИДа Игорь Назарук, уточнив, что столь высокий уровень взаимодействия, который он дает, не предусмотрен ни в одном из международных договоров — ни в ЕС, ни в соглашениях США.
Правда, в нынешних геополитических условиях «все осторожничают», и поэтому подобных заявок пока нет, посетовал чиновник.
«Но давайте посмотрим на происходящее под другим углом, — призвал он. — Посмотрим на процессы, происходящие вокруг ШОС, посмотрим на очередь желающих стать членами БРИКС. Это говорит о том, что большинство стран, большинство населения планеты разделяют подходы, выработанные на этих площадках. Во что это будет потом трансформировано — в „ООН 2.0“ или в какое-то другое интеграционное образование со своим функционалом — время покажет».
«Каждый из нас имеет права и возможности, каждое государство уникально, а не только какой-то «круг избранных», констатировал Игорь Назарук, подчеркнув, что будущее за новыми объединениями и интеграционными связями между странами, выстроенными на основе партнерства и взаимовыручки.
Совершенно ясно, что эти заявления являются завуалированным посланием.
Интересно, кому же именно МИД Белоруссии мог адресовать подобный сигнал?
— Я, признаться, не совсем понимаю логику замглавы белорусского МИДа, потому что в реальности Союзное государство, конечно, существует, однако на данный момент времени очень слабо развивается, — дал собственную оценку словам Назарука политолог Богдан Безпалько.
— Впрочем, на мой взгляд, эти слова вполне могли быть адресованы не существующим в данный момент государствам. Точнее, не нынешним правящим элитам тех или иных государств, а тем оппозиционным силам и политикам, которые в перспективе могут прийти к власти там к власти.
«СП»: В каких именно государствах? Неужели на Украине?
— С одной стороны, они вполне могли быть адресованы также ряду малых частично признанных и непризнанных государств. Например, Абхазии и Южной Осетии, которые напрямую не включены в состав Российской Федерации, однако вполне могли бы стать частью Союзного государства России и Белоруссии. Через присоединение к такому госсоюзу они могли бы усилить собственную государственность и подчеркнув свой суверенитет.
С другой стороны, движение с желанием присоединиться к Союзному государству России и Белоруссии было когда-то очень сильно в первую очередь в Армении. Это находило отклик и в балканских сербских государствах, одним из которых, в частности, является Республика Сербская.
Однако, к сожалению, руководство той же Армении, например, полностью отвергло этот вариант, усмотрев в нем угрозу суверенитету и независимости. Возможно, в будущем, когда эти государства с большой долей вероятности начнут сваливаться в тяжелый кризис, они будут иметь все шансы стать новыми членами Союзного государства.
СП": Почему именно этим государствам могли быть адресованы слова об открытости Союзного договора?
— Потому что сама идея такого союза — это восстановление интеграции между государствами на постсоветском пространстве. В его основе лежит восстановление былых экономических, гуманитарных и прочих связей, в конце концов, просто человеческих взаимоотношений тех государств, которые в той или иной степени можно называть русскими. С этой точки зрения здесь, естественно, стоит упомянуть еще Украину, а также — отчасти — Казахстан.
«СП»: Не следует ли воспринимать слова Назарука как сигнал, что, например, у армянской оппозиции шансы в скором времени прийти к власти весьма и весьма велики?
— Если коротко — к сожалению, на данный момент такие шансы практически равны нулю. Мы видим, что Никол Пашинян как находился у власти, так и продолжает находиться. Сейчас вообще, фигурально выражаясь, на Кавказе пошел «жесткач». В Грузии, вон, президент Саломе Зурабишвили отказалась покидать свой пост даже не по причине импичмента или военного переворота, а просто потому, что местные парламентские выборы закончились не так, как она хотела.
В таких условиях я совершенно не верю в то, что даже не пророссийская оппозиция, а хотя бы те силы, которые в принципе могли бы пойти на какой-либо союз с Россией, имеют шансы оказаться во власти вообще где-либо на постсоветском пространстве. Конечно, надежда на это будет всегда, но в обозримом будущем, увы, таких предпосылок я не вижу.
«СП»: А почему, по вашему мнению, Назарук, говоря об открытости договора о Союзном государстве, упомянул также ШОС, БРИКС и «ООН 2.0»?
— Вот эта логика мне также непонятна. Союзное государство России и Белоруссии никак не связано с ШОС или БРИКС. БРИКС — это глобальная структура, призванная объединить государства, желающие альтернативно, не по указке коллективного Запада, развиваться, уже достигнув определенного уровня, и у этой платформы большие перспективы, как и у ШОС.
Только при чем тут Союзное государство? Союзное государство к этому никакого отношения не имеет. Тем более, что в международной повестке, в международных документах оно зачастую вообще не фигурирует. Союзное государство прежде всего имеет значение и существует исключительно на постсоветском пространстве между Россией и Белоруссией.
«СП»: Может быть, это пока слабый отголосок какой-нибудь новой грядущей геополитической игры? В таком разрезе вполне можно заявления Назарука о возможности присоединения к Союзному государству других членов воспринять как «пробный шар». Дескать, пока заявление прозвучало из уст не самого высокого чиновника, чтобы была возможность изучить медийную реакцию, после чего будут сделаны соответствующие выводы, и эта идея будет разрабатываться более предметно и детально, чтобы поднять Союзное государство до нового альтернативного «полюса силы»…
— Такое вполне возможно, но дело все в том, что в последние четверть века звучало много самой разной риторики по поводу перспектив развития и интеграции Союзного государства. В 2021 году произошло даже подписание целого ряда союзных программ интеграции. И какова же их дальнейшая судьба? Это нигде не освещается.
Понятно, что в связи с началом специальной военной операции все это вынужденно поставлено на паузу. Однако если для белорусского истеблишмента так важно Союзное государство, зачем Белоруссия так упорно стремилась в ШОС именно персонально, как европейское государство? Она ведь вполне могла бы войти в ШОС как часть Союзного государства, Россия же давно является членом этой организации.
Принимая во внимание этот нюанс, я лично все-таки больше склоняюсь к мысли, что слова Назарука — не завуалированный месседж конкретным другим государствам, оппозиционным силам или политическим персоналиям, а работа, образно выражаясь, на «внутренний политический рынок» Белоруссии.
«СП»: Каким же образом?
— В 2025 году в Белоруссии пройдут президентские выборы. И, соответственно, самое время начинать раскручивать темы, которые по крайней мере раньше с позитивом воспринимались белорусскими избирателями. Так что темы интеграции и близости к России, а также тема Союзного государства могут оказаться просто-напросто всего лишь предвыборной риторикой представителей белорусских властей.