Дональд Трамп как избранный президент США планирует завершить конфликт на Украине максимально выгодным для Киева образом. С таким заявлением выступил кандидат на пост главы Пентагона Питер Хёгсет.
На слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США, где кандидатура Хёгсета 14 января рассматривалась на должность министра обороны, его спросили, планирует ли новая администрация, которая займет Белый дом после 20 января, «отказаться от Украины».
Вопрос задал сенатор от штата Мэн Ангус Кинг, обеспокоенный тем, что в своем вступительном слове выдвиженец Трампа ни разу не упомянул Украину или Россию.
Потенциальный шеф Пентагона ответил, что это вопрос уровня президента, а Трамп «совершенно ясно дал понять», что стремится к завершению конфликта.
«Мы знаем, кто является агрессором. Мы знаем, кто хороший парень. Мы бы хотели видеть это настолько выгодным для украинцев, насколько возможно», — заявил Хёгсет.
Спецпосланник по Украине в будущей администрации США Кит Келлог ранее сообщил Fox News, что Трамп при урегулировании конфликта не собирается идти на уступки России или Владимиру Путину. Его цель, по словам Келлога, «спасти Украину и сохранить ее суверенитет, и он собирается убедиться, что это будет справедливо и честно».
А теперь вот и потенциальный шеф Пентагона заявляет, что Трамп намерен добиваться максимальной выгоды для Киева.
Но что Хёгсет имеет в виду, говоря о «выгодных условиях для Украины», и кто такая Украина в его понимании — Зеленский с Ермаком, бандеровцы, украинский народ или украинская территория?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила доцента кафедры международной безопасности Факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора политических наук Алексея Фененко:
— Должен сказать, что англосаксонское мышление, прежде всего американское, вообще лишено наших сантиментов. Народ, власть, бандеровцы — для них эти понятия ничего не значат, потому что они мыслят другими категориями.
Для них все национальные государства — пешки (себя, естественно, они к ним не относят) в шахматной игре — или противники.
Вы же не думаете, играя в шахматы, что выгодно данной пешке. Вы думаете, как ходить этой пешкой, как атаковать ею вражеского короля. Вот так они видят Украину. То есть, считайте то, что будет выгодно нашей «пешке» в большой геополитической игре с Россией.
Какие условия они могут ей предложить? Ну, параметры этих предложений сейчас уже очевидны, они все время проскальзывают — заморозка военных действий по линии фронта и невступление Украины в НАТО. Вот та повестка, которую будет проталкивать администрация Дональда Трампа.
«СП»: Но Трамп сегодня говорит одно, завтра — другое. Он обещал закончить конфликт за сутки, теперь заявляет, что сделает это в течение полугода.
— Мы очень преувеличиваем важность заявлений американских лидеров. Ну, брякнули они, а что дальше? Ничего. Это обычная риторика.
У американцев есть пословица «проси шесть миллионов, чтобы получить один». Они так и мыслят: задай большую планку, чтобы получить хотя бы часть. Чисто коммерческое мышление… И Трамп скажет, что за день не справился, а за полгода пошло.
«СП»: Вот только куда «пошло»? Они же совершенно не воспринимают условия, которые выдвигает российская сторона.
— Естественно. За заморозку конфликта по линии фронта они не просто так выступают. Ведь тогда получается, что мы за три года не смогли освободить ни Донецкую, ни Запорожскую, ни Херсонскую области. А это можно будет выдать как поражение России.
Я думаю, действия Трампа простые. Через несколько месяцев они скажут: «Ах, Россия не захотела мира, хотя мы предлагали, мы старались. А раз так, то теперь мы начинаем снабжать Украину по максимуму оружием».
Вот для чего, как я понимаю, это делается.
То есть сейчас они как бы говорят о дипломатических шагах, которые нам невыгодны. Мы, понятное дело, отказываемся, и тогда они представят нас уже окончательно агрессором.
«СП»: Там до сих пор не поняли, что мы от своих целей не откажемся?
— Так просто рассуждают иначе. Они вспоминают Грузию 2008 года, когда российские танки стояли у Тбилиси и отошли по плану Медведева–Саркози. Они говорят: «Вы же не стали свергать режим Саакашвили, о чем заявляли в первые дни после грузинских обстрелов Цхинвали. Не стали».
Дальше — Сирия. В свете событий декабря прошлого года, они утверждают, что через несколько лет все-таки свергли пророссийский режим Асада. И ничего русская армия не сделала.
Так что у них абсолютно другие примеры.
Я вообще считаю, что мир вступает в период войн, как все вступили в период войн в середине 19 века после сорока лет долгого мира. Поэтому ответ наш противникам должен быть простым. Это наша большая победа на Украине. Пока мы ее не одержали, они не воспринимают нас всерьез.
Сегодня на все наши заявления и планы они нам отвечают: «Вы Херсон отбили? Запорожье взяли? А чего тогда на четыре региона претендуете?»
Вот так мыслят американцы.
«СП»: Как же их переубедить?
— Раз мы выдвинули претензии на четыре региона, мы должны понимать, что сама Украина из них не уйдет. Их можно только отбить силой, и не как иначе.
Знаете, с чем связана причина американского к нам отношения? Они в первые дни ждали, что мы поступим, как они в отношении Ирака в 1991 и 2003 годах — ковровыми бомбардировками будем уничтожать Киев, крупные города, военных и гражданских. А мы этого не сделали. Поэтому они считают, что это часть нашей слабости.
В общем, надо показать, что они не правы. Мы — не слабые.