Минфин отверг идею распространить льготную ипотеку со ставкой 2% годовых на участников СВО. То есть чиновники, «разрешая» сотням тысяч бойцов проливать кровь и погибать за страну, запрещают им нормально жить потом на гражданке.
Вернувшись домой без рук, без ног, им придётся платить за жилищные кредиты десятки процентов годовых, как и остальным россиянам. Никак иначе, как моральным банкротством части правящего класса, подобное назвать нельзя. Ротация верхов теперь выглядит абсолютным благом.
Существующие льготные ипотечные программы (семейная, сельская, дальневосточная, арктическая и IТ-ипотека) сформировали существенные диспропорции на рынке кредитования, жалуется Минфин. Продление и расширение льгот превратит их в массовый продукт, чего столичные финансисты категорически не желают. Такой подход, указывают они, уже «привел к отрицательным результатам», снизив доступность жилья. Обоснование, достойное не государственных мужей, а… Они точно с Ильинки, а не с Банковой?
И это при том, что имеется прецедент льготной ипотеки для участников СВО в четырёх новых регионах России, введённой в январе 2023 года по поручению Владимира Путина, и затем расширенной им на особенно сильно пострадавшую от ВСУ Белгородчину.
Там можно брать на кредит жильё под 2%, на сумму в 6 млн рублей и с первым взносом от 10% стоимости. Так что, вся Россия должна стать как Белгородчина, чтобы и на остальную её территорию распространились эти божеские условия для тех, кто сражался?
Консервативная политика Минфина идёт вразрез с линией президента. На днях, в ходе своей Прямой линии, он снял ограничения льготной ипотеки, назвав введённые ведомством Силуанова лимиты «безобразием». Публичный диалог главы государства с народом тогда ещё не завершился, а Минфин уже поторопился взять под козырёк — объявил, что лимитам теперь кирдык. Так, может, и сейчас финансисты ждут стимулирующий пинок президента? А без этого, своим умом, дойти нельзя?
Не исключено, однако, что мы наблюдаем малопонятный нормальным гражданам бюрократический ход. Ведь отказал бойцам СВО в льготной ипотеке не Силуанов лично, а его заместитель. Возможно, чтобы вызвать огонь критики на себя, а затем, после окрика президента, всё-таки пойти навстречу ветеранам.
В таком случае Минфину и его главе на небесной скрижали запишут плюсик. Тем более, в наступающем году льготы по ипотеке могут стать новым стимулом для набора контрактников, выплаты которым уже зашкаливают.
Но может, вся эта аппаратная конспирология — желание надеяться на лучшее. А реальность окажется куда банальнее: некоторых чиновников в Москве будущая судьба бойцов СВО действительно волнует не сильно.
Возможно, их на гражданке не очень-то и ждут. Ведь по закону военнослужащие должны оставаться в строю пока идут боевые действия. И даже если получится подписать мирное соглашение, реальный мир наступит ещё не скоро. Так зачем им ипотека, могут рассуждать чиновники. Денег нет, но вы держитесь.
Вот только готовы ли мириться с подобным пренебрежением сами бойцы СВО? Не факт. Особенно после того, как Путиным была объявлена кадровая программа «Время героев».
Призванная наполнить коридоры власти новой элитой, теми, кто познал вкус жизни и смерти, штурмуя позиции противника на Донбассе и в Запорожье, под Херсоном и в Курской области, она создала кредит доверия у миллионов россиян. Разочарование обещаниями власти может привести к драматическим последствиям.
А сомнения в эффективности программы в отдельных случаях уже появились. Складывается впечатление, что некоторые региональные власти восприняли инициативу президента как один из пунктов своего KPI*, который надо «закрыть», доложить в центр, поставить галочку и… забыть, как страшный сон. Именно для этого стали отзывать с фронта земляков и буквально толкать их во власть. Таким могут и ипотеку особую выдать, соблазняя, но не ради их семей, а для сохранения самих себя во власти.
Получается, наверху — в Москве — сидят одни равнодушные к простым людям чиновники — министры-капиталисты, а внизу — в регионах — другие, помельче, но принципиально мало чем отличающиеся от столичных. Бойцов СВО и шире — простой народ, они эксплуатируют и в мирное, и в военное время, и в центре, и на периферии, каждый по-своему. А если и делают благодеяние людям, то только когда иначе невозможно (выплаты контрактникам). Тем более, мало кто готов во власти лепить своими руками себе конкурентов.
Иллюстрирует этот тезис красноречивая история, которая развивается в эти дни в Кировской области. Там возник конфликт между новым главой города Сосновка Никитой Гореловым и «старыми» местными политиками всех уровней вплоть до губернаторского. Горелов, два года сражавшийся на СВО, принял предложение возглавить родной город, но очень скоро обнаружил следы коррупции, отмыва денег, о чём не постеснялся прямо сообщить землякам. Те его поддержали, а у местных чиновников прибавилось головной боли.
Сообразив, что успешное исполнение пункта KPI — невысокая компенсация за потерю своих позиций во власти, местные «статские и титулярные советники» перепугались и не нашли ничего умнее, как попытаться сплавить Горелова обратно на фронт под надуманным предлогом — якобы тот самовольно оставил часть. И это при том, что федеральный закон освобождает от военной службы тех, кто занимает выборные должности. Гоголь да и только. Впрочем, закон восторжествовал.
Заняв твёрдую позицию, бывший военный сумел наладить современную коммуникацию с жителями города, публикуя важную информацию в Telegram. При этом он перемежает рассказы о своей борьбе с чиновниками «музыкальными паузами»: то «Марш славянки» заиграет, то процитирует Псалом из Евангелия, то боец-сослуживец с фронта расскажет, как здорово служил Горелов и как его уважают. Всё вместе это подняло популярность политика-правдоруба до небес. Губернатор не выдержал и… поддержал бунтаря.
Можно сказать, что в Кировской области задумка «Времени героев» сработала. «Теперь за нами будут наблюдать в масштабах всей страны», — зорко отметил важный момент Горелов. Первый пункт его программы — восстановление доверия к исполнительной власти в городе, выполнен. Политик обещает продолжение: увольнение нерадивых сотрудников администрации, роспуск городской Думы и назначение новых выборов, кадровое обновление, расследование коррупции. А впереди социально-экономическая программа.
Объявив о первой победе, Горелов буквально поклонился людям, пришедшим на народный сход. Где такое видано в наши тёмные времена? И поблагодарил общественников, военкоров и блогеров, оказавших ему поддержку. И особо, Сергея Мамаева, местного депутата от КПРФ «за мужество и силу духа»: «Впервые мы наблюдали исторический момент, когда левые и правые объединились для решения общей цели: спасения нашей малой Родины». Чем не мобилизация военно-гражданского общества, низовой России?
А вот в Москве благодарить не стали. «К сожалению, я не в курсе ситуации. Мне здесь нечего сказать, я просто не располагаю информацией. Обязательно поинтересуемся», — комментировал Дмитрий Песков. Но может, такова и была задумка? Не вмешиваться со всем своим админресурсом, а дать Горелову одолеть своих оппонентов самому. Почувствовать кураж от борьбы, сладость победы, уверенность в своих силах для будущего политика дорогого стоит.
Или помогли втихаря, ограничив, приструнив не в меру ретивых местных чиновников, создавая новичку пространство для манёвра? Тогда это высший пилотаж. Если так, ситуацию имеет смысл масштабировать на всю страну, активно привлекая бывших военных во власть сначала на низовом местном уровне, затем на региональном и, наконец, запустив их в самые высшие эшелоны — в центр…
Мы приняли решение распространить льготную ипотеку на участников СВО, поспешит, наверное, заявить Силуанов.