Сборная России на 99% поедет на Олимпиаду-2028 с флагом и гимном, уверен министр спорта РФ, глава Олимпийского комитета России (ОКР) Михаил Дегтярев.
«Мой прогноз: 99% будет национальная сборная России с флагом и гимном. Поедем с вами и со всеми журналистами в Лос-Анджелес в 2028 году летом», — заявил Дегтярев, отвечая на вопрос, как он оценивает вероятность полноценного участия сборной России в летних Олимпийских играх в США.
Откуда такая уверенность? Нет ли тут головокружения от успехов на фоне установившегося впервые за пять лет диалога между Вашингтоном и Москвой? Итогов которого пока нет.
Но есть сам факт, и это внушает робкие надежды на нормализацию во всем, включая спорт. Хотя 99% – это уже явно не очень робкие надежды. Дегтярев что-то знает?
— Думаю, что в данном случае эти цифры — просто речевой оборот, — говорит доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов.
— Да, есть изменения по отношению к нам со стороны ряда западных стран. Да, всем понятно, что без нас Олимпиада теряет. Да, мы начала работать со своими странами-партнёрами над аналогичными соревнованиями, но Олимпиада — это История.
Но всегда есть процент того, что нашего возвращения не случится. Поэтому Дегтярев и говорит о 99%. Обоснованы эти надежды? Да. Риторика коллективного запада, ее изменение, дарит эту надежду.
«СП»: Даже если мы сейчас о чем-то договоримся с американцами, означает ли это быстрые подвижки в спорте?
— С одной стороны — да, есть спортивная бюрократия и ее реакция обычно не молниеносна. Хотя, когда нас запрещали, то действовали быстро!
Думаю, многое зависит как раз от силы политической воли. Да и нам самим надо свой ОКР ещё вернуть к работе. Дегтярев говорит, что на это надо 2−3 месяца. Потом ОКР подаёт заявки — на это тоже надо время и т. д. Но, как учит история, когда надо быстро, бюрократия прячется в угол.
«СП»: Насколько США как хозяева ОИ могут взять и приказать МОК вернуть Россию?
— Да, США, можно сказать, хозяева ОИ, но МОК все же не только от их воли зависит. Может быть сопротивление ряда стран Европы. Да и политика Трампа такова, что теперь многим стало понятно — с ним можно спорить.
«СП»: Даже если представить себе, что МОК вот прямо отреагирует и вернет Россию, это не значит, что это решение одобрят те же европейцы. Наверняка, будут демарши, отказы соревноваться с россиянами. И не только со стороны украинцев. Что с этим делать?
— Не обращать внимания. Хладнокровное презрение. В нашу сторону этих демаршей уже сотни были.
Вспомнить хотя бы демарш по отношению к Олимпиаде в Москве в 1980 году. Хладнокровие и достижение целей — вот, что с этим всем надо делать.
«СП»: Нет ли ощущения, что на фоне прихода к власти Трампа и возобновления диалога появились надежды на то, что все в одночасье исправится? Завышенные ожидания — не вредно ли это?
— Безусловно! Трамп — игрок. Прежде всего с чувствами. Нам всегда надо помнить про интересы прежде всего Родины и не обращать внимания на чьи-то «потепления отношений». Счастье — результат рутинной работы. А все, что быстро даётся, так же быстро и уходит.
«СП»: Уверенность Дегтярева немного смущает. То есть мы готовы вернуться во все спортивные федерации, кубки, соревнования, платить туда взносы, как ни в чем ни бывало? Вот так просто забудем, да?
— Возможно, он ещё просто не переключился из образа политика в образ федерального министра и говорит больше популистки, чем как есть на самом деле. Возможно, да. Просто потому что конкретики как таковой мало. Но это его риск. Надеюсь, оправданный.
Мы должны быть везде, где можем. Мы везде должны показывать свои результаты. Но не забывая при этом, что главное — это Родина.
— По моему глубокому убеждению, спорт в его нынешнем виде — это шоу-бизнес, — говорит политконсультант, кандидат философских наук Александр Сегал.
— Он не имеет отношения к здоровью, потому что человек там — средство для достижения рекорда. Альтернатива этому — массовое физкультурное движение. Там цель — здоровый физически человек.
Поэтому рваться ценой унижений в олимпийскую систему не стоит. Надо возрождать Спартакиады народов России, как в довоенное время.
— Политическая составляющая в спорте вообще никак не регламентирована и не кодифицирована, — убежден главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Полный произвол. Сегодня так, а завтра наоборот, и никто ни за что не отвечает.
«СП»: США все же хозяин Олимпиады, и влияние в МОК имеют серьезное. Могут они просто приказать МОК?
— Приказать не могут, но повлиять, учитывая возможности США, могут.
Тогда, конечно, будут демарши несогласных и задолго до решения МОК — это коллегиальный орган, и как там фишка ляжет, сходу не угадаешь. Но если МОК решение примет, то это будет носить уже частный характер. Пойдёт, допустим, украинский спортсмен на дисквалификацию? Ну значит это будет его решение…
«СП»: А нам нужны эти Олимпиады? За эти годы было много споров на тему, имеют ли россияне право выступать под нейтральным флагом, мол, зачем страна на них деньги тратила? При этом мы как-то пытались жить без международных соревнований, свои организовывали. Может, и смысла особого нет стремиться обратно?
— Как всегда, большой спорт — это большие деньги. Олимпийский спорт — очень большие. А «первенство водокачки» — деньги сильно поменьше. Вот и вся подковерная картина. Ну и статус олимпийского чемпиона всё же покруче будет, чем чемпион каких-то игр самих с собой…
— Полагаю, что, хотя оценка господина Дегтярева имеет некоторые основания, он чересчур оптимистичен, — говорит экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— Достаточно вспомнить, что конфликт с международными спортивными структурами существовал ещё до СВО, а руководство этих организаций настроено откровенно антироссийски.
Даже если удастся решить вопрос с МОК, не факт, что удастся сделать это со множеством различных федераций по видам спорта, особенно тех, в которых ведущую роль играют европейцы. В Европе у России много завистников и ненавистников.
И даже страны, которые к России относятся нейтрально, трижды подумают — стоит ли допускать в их вид спорта сильных российских конкурентов. Или решить этот вопрос сугубо формально — допустить, но не всех, или допустить, но не дать время пройти олимпийскую квалификацию.
Может даже дойти до того, что российских спортсменов просто не будут пускать в страну проведения соревнований по решению силовых органов — подобно тому, как недавно в Англию не пустили игрока испанского «Реал Сосьедад», футболиста сборной России Арсена Захаряна. Здесь противникам нашей страны будет достаточно собрать группу из 5−6 государств — допустим, Англия, Польша, Швеция, Финляндия, Чехия, и это, не считая прибалтов и Украины, и спортивные федерации предпочтут спустить ситуацию на тормозах.
Так что не стоит думать, что, если договориться с условным Трампом, всё вернется как было.