Главы внешнеполитических ведомств Армении и США подпишут в Вашингтоне документ о стратегическом партнерстве, сообщила 14 января пресс-секретарь армянского внешнеполитического ведомства Ани Бадалян.
«Сегодня в Вашингтоне министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян и госсекретарь США Энтони Блинкен подпишут документ о стратегическом партнерстве между Республикой Армения и Соединенными Штатами Америки», — написала Бадалян в соцсети.
Как это понимать? Что может подразумеваться под «стратегическим партнерством»? Вот Россия и Азербайджан тоже считаются стратегическими партнерами. Между ними подписана Московская декларация.
В документе отмечено, что «в целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности Российская Федерация и Азербайджанская Республика могут рассмотреть возможность предоставления друг другу военной помощи на основании Устава ООН, отдельных международных договоров и с учетом существующих международно-правовых обязательств каждой из сторон».
Также президенты двух стран договорились воздерживаться от любых действий, наносящих, по мнению одной из сторон, ущерб стратегическому партнерству и союзническим отношениям двух государств.
То есть — могут рассмотреть, это не обязательства воевать друг за друга, как есть в НАТО или в ОДКБ. По сути, это лишь декларация дружбы, не более того. Зачем такая же декларация Армении с США? Или там что-то серьезнее?
Напомним, ранее аналитики американской Army Times говорили о высокой вероятности начала Азербайджаном военной операции против Армении в период 2025—2026 годов. При этом, по оценкам аналитиков Пентагона, Ереван, скорее всего, запросит помощь у Франции, однако та откажется вмешиваться напрямую. Теперь Ереван будет иметь возможность просить помощь от США? Кто-то реально верит, что она придет?
При этом власти Армении заморозили членство в ОДКБ, что ставит под большой вопрос военные обязательства этой организации перед ней. А заявлениями о стремлении в ЕС поставили под вопрос также членство в ЕАЭС и все связи с Россией.
Может, и впрямь, американцы что-то такое пообещали заманчивое?
— О точном содержании этого документа можно догадываться, но по логике взаимоотношений США с сателлитами в разных частях мира «стратегическое партнерство» является красивой формулировкой, мало к чему Соединенные Штаты обязывающей, — убежден доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Отныне Пашинян сможет бравировать этим документом перед избирателями и соседями, но по факту за этим со стороны Вашингтона будут стоять дружеские пожелания и похлопывания по плечу.
Уж какие высокие отношения были между Саакашвили и администрацией Джорджа Буша, но фактическая поддержка в августе 2008 года свелась к дипломатическим взываниям.
«СП»: Кто-то вообще заинтересован в защите Армении от негативных сценариев? Кроме России…
— Армения граничит с четырьмя государствами, единственный верный союзник из числа соседей, на мой взгляд, — это Иран. Но в Тегеране в случае резкого обострения ситуации будут вынуждены задуматься о целесообразности отстаивания армянских интересов. Тем более, если израильские и американские шпионы сменят местонахождения с азербайджанского на армянское.
Стратегическое последствие для Армении подобных документов — отрицательное. Ни Турция, ни Азербайджан, ни Грузия не станут транзитными странами для помощи США, а Иран может навсегда отвернуться.
В этих условиях существование армянской государственности окажется под угрозой. Сам же Пашинян без труда присоединится к армянской диаспоре во Франции или где угодно еще, но вот жителям Армении придется тяжко…
— Сравнивать документ, о котором сказала Ани Бадалян, с теми, которые наша страна заключала с Азербайджаном или другими странами будет возможно только тогда, когда он будет опубликован, — считает главный редактор ИА «Кавказский рубеж» Алексей Албу.
— Однако исходя из анализа предыдущих заявлений ведущих армянских политиков, можно предположить, что какого-то кардинального прорыва в двусторонних отношениях между Ереваном и Вашингтоном сделано не будет. Можно лишь констатировать, что армянское лобби в США, которое традиционно связано с Демпартией, продавило данное соглашение с уходящей администрацией.
Повторюсь, текста соглашения пока никто из широкой общественности не видел, и не ясно, насколько серьёзно стоит к нему относиться, однако тот факт, что оно было заключено не с командой Трампа, говорит о том, что отношения с ней у представителей Армении будут сложнее, чем с командой Байдена.
«СП»: Данный документ может содержать в себе какие-то обязательства сторон по отношении друг к другу?
— Может. Однако, будут ли они и какого рода, станет понятно позже.
«СП»: Американские эксперты считают, что Азербайджан может напасть на Армению уже в этом году. Ереван может рассчитывать хоть на какую -то помощь Вашингтона?
— Это зависит от огромного количества факторов, главным из которых является членство в ОДКБ.
До тех пор, пока Армения находится под защитой стран-участников, вряд ли Баку решится на какие-то серьезные военные действия.
«СП»: А Россия? Армения все же пока член ОДКБ, хотя и «замороженный». Сохраняются ли у нас на этом фоне обязательства перед ней?
— Безусловно, да. Россия всегда соблюдала все международные договоры, а членство в ОДКБ обязывает вмешаться в случае агрессии на одну из стран-участников.
Другое дело, насколько эффективны будут действия в отношении защиты государства, чьё руководство открыто выступает против России по разным направлениям как двустороннего, так и международного сотрудничества. Ведь и в самой России распространено мнение о том, что нам не следует проливать кровь и отдавать жизни за тех, кто нас уже считает «чужими».
— Стратегическое партнерство Армении с США — скорее, символ отдаления Еревана от Москвы, чем что-то обязывающее, — уверен экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— Подобный статус у десятков стран мира, включая бывшие советские республики Средней Азии. Летом 2024-го Армения и США декларировали партнерство, спустя полгода документ будет подписан. Здесь нет ничего неожиданного.
Тем не менее, ни особой возможности, ни желания защитить Армению от Турции и Азербайджана США не имеют. Более того, стратегическое партнерство с США автоматически осложняет отношения Армении с Россией и Ираном. Среди государств — географических соседей, у Армении союзников не осталось.
Какие бы остроты не отпускались в адрес ОДКБ, однако пока Армения входит в эту организацию, ее государственность продолжает существовать. В противном случае, в мире нет силы, способной гарантировать независимость Армении.
На мой взгляд, называть конкретные сроки некорректно, однако, если политический расклад в мире и в самой Армении не изменится в ближайшие годы, озеро Севан рано или поздно будет не более армянским, чем гора Арарат.