Почему Верховный суд США может отменить зеркальные тарифы Трампа Судебные решения мешают президенту выбивать уступки у партнеров Почему Верховный суд США может отменить зеркальные тарифы Трампа
Сюжет Торговая война США Суды США рассматривают сразу несколько исков, оспаривающих введенные Дональдом Трампом зеркальные тарифы. Однако президент США не отступает и требует все новых уступок. Подробнее — в статье РБК
Дональд Трамп
Как тарифы стали предметом судебных разбирательств
5 июня истцы по делу о законности введенных президентом США Дональдом Трампом тарифов должны изложить свои доводы федеральному апелляционному суду. Федеральное правительство должно представить свои аргументы к 9 июня. Судебные разбирательства дошли до второй инстанции после того, как 28 мая Федеральный суд США по делам международной торговли в Нью-Йорке, рассматривавший два отдельных иска от 12 подконтрольных демократам штатов и группы компаний, постановил приостановить действие «взаимных» тарифов против 185 стран, о которых Трамп объявил 2 апреля, и повышенных пошлин в отношении Канады, Мексики и Китая.
Все эти пошлины американский президент ввел, сославшись на Закон об экономических полномочиях в случае международных чрезвычайных ситуаций (International Emergency Economic Powers Act, IEEPA) от 1977 года. Согласно закону глава государства может объявить режим ЧС только в случае «необычной и экстраординарной угрозы» национальной безопасности США, внешней политике или экономике. Суд в Нью-Йорке подобной угрозы не усмотрел и счел действия президента превышением полномочий, пояснив, что IEEPA не наделяет Трампа правом «вводить неограниченные тарифы на товары почти из всех стран мира».
Американский лидер с таким решением не согласился. «Откуда взялись эти трое судей? Как могло случиться, что они потенциально нанесли такой ущерб Соединенным Штатам Америки? Это просто ненависть к «Трампу»? Какая еще может быть причина?» — возмутился он в соцсети Truth Social.
ABC News напоминает, что одного из трех судей назначил сам Трамп, других — Барак Обама и Рональд Рейган. Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт обвинила судей в злоупотреблении властью с целью «узурпировать полномочия президента Трампа и помешать ему действовать по мандату, который дал ему американский народ». Федеральное правительство незамедлительно подало апелляцию, и 29 мая, менее чем через сутки после решения суда по делам международной торговли, апелляционный суд в Вашингтоне постановил приостановить его. На время разбирательств пошлины продолжают действовать.
В тот же день, 29 мая, федеральный суд в Вашингтоне вынес решение по иску двух производителей игрушек из Иллинойса, которые также оспорили введенные пошлины. Судья встал на их сторону, но приостановил действие тарифов лишь в отношении импорта, осуществляемого этими двумя компаниями.
3 июня окружной суд в Сан-Франциско отклонил иск штата Калифорния, который также пытался оспаривать новые тарифы. Власти штата подали апелляцию. «Наши аргументы просты. У Трампа нет полномочий вводить эти разрушительные тарифы», — говорится в заявлении генпрокурора Калифорнии Роберта Бонты.
Таким образом, сейчас тарифы Трампа стали предметом рассмотрения сразу в трех апелляционных судах, а еще несколько исков дожидаются своей очереди. В конечном итоге судебные разбирательства дойдут до Верховного суда, считают в Белом доме. «Верховный суд должен положить этому конец ради нашей Конституции и нашей страны», — заявила Левитт.
Хотя Верховный суд поддерживал решения Трампа по делам о миграции, в данном случае ситуация может обернуться против президента, причем по его собственной вине, отмечает CBS News. Дело в доктрине, на которую ориентировались назначенные Трампом судьи-консерваторы, когда ограничивали деятельность администрации Джо Байдена. Она предусматривает, что конгресс должен дать четкое разрешение федеральному правительству на решение проблем, имеющих «важное политическое или экономическое значение»: если суд постановит, что тарифы в отношении более чем 180 стран относятся к таковым, то Белый дом рискует проиграть процесс. Формула, лежащая в основе расчета предложенных Трампом ставок для взаимных тарифов, также вызывает немало вопросов, в том числе у экспертов консервативного аналитического центра American Enterprise Institute (AEI).
Какие тарифы Трамп ввел или грозится ввести
В полночь 4 июня в силу вступили повышенные тарифы на импорт стали и алюминия — они были увеличены с 25 до 50%. В тексте президентского указа отмечается, что это позволит «более эффективно противодействовать иностранным государствам, которые продолжают поставлять на рынок США избыточную сталь и алюминий по низким ценам, тем самым подрывая конкурентоспособность американской сталелитейной и алюминиевой промышленности». Президент Американского института железа и стали Кевин Демпси поддержал введение тарифов, отметив, что перепроизводство в Китае и других странах снижает конкурентоспособность американской продукции. Однако компании, использующие сталь и алюминий в своем производстве, раскритиковали решение Белого дома, предупредив, что оно увеличит стоимость продукции для конечных потребителей в США, отмечает The New York Times.
В отличие от многих других тарифов пошлины на сталь, а также на автомобили и запчасти к ним не были заблокированы судом, поскольку для их введения администрация Трампа не прибегла к использованию IEEPA. Юридическим основанием стал закон о торговле 1962 года, позволяющий вводить пошлины после того, как правительственное расследование выявило, что импорт того или иного товара создает угрозу национальным интересам.
Обсуждаемые сейчас в судах пошлины прежде всего коснулись главных торговых партнеров США — Канады и Мексики. В феврале 2025 года администрация Трампа установила 25-процентный тариф на весь импорт из этих стран. В марте из-под действия новых пошлин были выведены товары, попадающие под трехстороннее торговое соглашение (USMCA). Исключением стали энергоносители из Канады, в отношении которых пошлина составила 10%. Президент США объяснил меры недостаточной борьбой властей соседних государств с нелегальной миграцией и наркотрафиком.
Еще США ввели повышенные тарифы против главного торгового конкурента — Китая. 1 февраля администрация Трампа выпустила указ, объявляющий чрезвычайное положение из-за поставок опиоидов из КНР. В качестве ответной меры предусматривалось повышение тарифов на китайские товары до 20%. Вскоре последовал новый указ, вводящий дополнительный тариф в размере 34%. В ответ КНР пропорционально увеличила свои тарифы. Эскалация продолжилась, и в конечном итоге администрация Трампа повысила пошлины до беспрецедентных 145%, а Китай — до 125%. Однако на фоне обвала на американской бирже и сокращения поставок США начали торговые переговоры с Китаем. 11 мая стороны договорились о снижении пошлин до 30% на китайский импорт и до 10% — на американский.
2 апреля Трамп объявил о введении взаимных тарифов в отношении практически всех торговых партнеров США. Ставка составила 11–50%. В отношении Евросоюза сначала фигурировали тарифы 20%, но затем Трамп пригрозил повысить их до 50%. Первоначально такие меры должны были вступить в силу уже в апреле, но Трамп объявил о 90-дневной отсрочке для переговоров. Для большей части стран она истечет 8 июля, для Евросоюза — 9-го.
Несмотря на то что тарифы Трампа продолжат действовать на время рассмотрения апелляции, администрации станет сложнее вести торговые переговоры, считают в американской финансовой компании Charles Schwab Corporation. По мнению аналитиков Джеффри Клейнтопа и Мишель Гибли, торговые партнеры США, которые испытывают меньшую зависимость от затронутых пошлинами секторов, могут потерять интерес к скорейшему заключению сделок и занять выжидательную позицию. «Появляется надежда, что тарифы станут менее произвольными, а их строгость или продолжительность снизятся, однако дальнейшие шаги остаются сложными, продлевая неопределенность для бизнеса и экономических прогнозов», — отмечают эксперты.
Как бы то ни было, Трамп не ослабевает нажим. 3 июня Левитт сообщила, что США направили своим торговым партнерам письма с «дружелюбным напоминанием» о приближающемся дедлайне. По данным Reuters, в письмах содержится призыв к иностранным правительствам подготовить перечень «наилучших предложений» насчет тарифов и квот на закупку американской промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также представить планы, как устранить нетарифные барьеры для американских товаров на их рынках.