В случае победы на президентских выборах в США республиканца Дональда Трампа, Вашингтон откажется от помощи Украины в пользу Израиля, считает депутат Верховной Рады Евгений Шевченко.
По его словам, Тель-Авиву нужен кандидат от республиканцев, так как он обеспечит его необходимой поддержкой США.
«Но где останется Украина? Трамп собирается защищать интересы Израиля в противостоянии с Ираном и остальным исламским шиитским миром. Но Украину он разменяет на это все», — заявил Шевченко в интервью политологу Вадиму Карасеву.
То, что Трамп считает поддержку Украины не самым выгодным вложением для Америки, чего нельзя сказать об Израиле — понятно. Но означает ли его победа, что от Украины США отвернутся окончательно? Ведь Украина для США тоже важна — в плане сдерживания России. Скорее всего, любая вашингтонская администрация предпочла бы совместить поддержку своих союзников. Если, конечно, финансы позволяют. А они вроде бы до сих пор вполне позволяли.
Или депутат просто, как обычно делают украинские политики, запугивает мрачными перспективами?
— Учитывая, что данное заявление сделал Евгений Шевченко, можно предположить, что за этими словами может стоять вброс со стороны ГУР Министерства обороны Украины, — считает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Как известно, нардеп сотрудничает с этой структурой, о чём стало известно уже после начала специальной военной операции. В своё время он коммуницировал с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко по заданию украинской разведки.
«СП»: Почему для Трампа Израиль приоритете Украины? Это его личные симпатии, или «сделать Америку снова великой» предполагает отказ от поддержки Киева и усиление поддержки Тель-Авива?
— А почему только для Трампа? На мой взгляд, и для Харрис Израиль является большим приоритетом, чем Украина. Если США потеряют контроль над Израилем, то таким образом они лишатся триллионов долларов, вложенных в проекты на Ближнем Востоке.
Потеря Соединёнными Штатами Америки Израиля немыслима, и потеря Государства Израиль для Вашингтона более чувствительная, чем потеря Украины. Именно поэтому, скорее всего, сейчас, как сообщают западные издания типа Bloomberg, политические элиты Соединенных Штатов Америки оказывают давление на Владимира Зеленского с целью, чтобы он стал сговорчивее и шёл на уступки в ходе теоретических переговоров с Российской Федерацией.
Израиль отнимает у США слишком много ресурсов и, судя по тому, что война на Ближнем Востоке разгорается всё больше и больше, военных и финансовых затрат американцам предстоит ещё очень много.
«СП»: Какое значение Израиль и Украина имеют для США? Кого им важнее «сдерживать»: Иран или Россию? Какую роль в этом играет личность конкретного президента?
— Израиль — это мощное давление Соединенных Штатов на Ближний Восток. Украина — это давление на Российскую Федерацию. В идеале, американцы хотели бы завалить Израиль военной и финансовой помощью, а нас побудить к участию в невыгодных переговорах с Украиной, чтобы заключить соглашение по аналогу 38-й параллели.
То есть не соглашение о мире, а о перемирии. Я думаю, такова краткосрочная цель Соединенных Штатов Америки, вне зависимости от того, кто там вскоре станет новым президентом.
«СП»: А совместить никак? Надо обязательно что-то на что-то разменивать?
— Они и пытаются совместить, но ситуация для западной военной промышленности складывается не лучшим образом. Кроме того, помимо противостояния на Ближнем Востоке и Украине, Соединенные Штаты Америки готовят напрямую свои вооруженные силы к противостоянию с Китайской Народной Республикой в Тайване. То есть в перспективе речь идет о трех военных конфликтах. Сегодня это неподъемная ноша для США.
«СП»: Финансово США не вытянут двоих? Трамп ведь хотел Украину переложить на Европу. В чем проблема?
— Дело в том, что и Европа самостоятельно не может вытянуть украинский кейс. Поэтому если США полностью умоют руки, фронт очень быстро падёт.
«СП»: То есть Трамп нам выгоднее? Но он ведь не пойдет на наши условия, а будет навязывать свои — мир через принуждение. Может, уж лучше Харрис с ее войной до победного. Тогда точно новых «минсков» и «стамбулов» не будет…
— Отличие Трампа от Харрис, наверное, заключается в том, что Трамп будет пытаться быстрее навязывать нам невыгодное соглашение с Украиной, Харрис же, скорее всего, будет выжидать до последнего — в надежде на то, что Украина сможет нанести существенный урон гражданской и военной инфраструктуре России. Вот и все отличия.
— Генералы готовятся к прошедшей войне; политики оценивают текущую ситуацию, оперируя категориями прошлого, — считает политолог Андрей Милюк.
— В свой первый президентский срок Трамп пытался наладить отношения с нашей страной в пику Китаю и Ирану. Сделать нас своими союзниками, нашими силами атаковать своих врагов. Ради этого можно было и пожертвовать Украиной. Толковый прагматичный расчёт, который мог бы сработать тогда, но не будет работать сейчас. Уже ведутся боевые действия, Запад уже опосредованно воюет с нами.
Видя в Китае своего главного противника, а в Иране — главного противника Израиля, Трамп будет противостоять в первую очередь этим странам.
Не замириться с Россией, но сдерживать нас, ослаблять и не давать передышки, но за чужой счёт, не за счёт США — вот его очевидная стратегия на второй президентский срок.
Поставки Киеву не прекратятся, но платить за них будет Европа, и только Европа.
Не дружба с Путиным, но оптимизация бюджетных трат — вот главное устремление Трампа. Демонизируя Дональда Фредовича, политики начинают верить в собственную пропаганду: мол, Трамп импульсивен, Трамп безумен, Трамп поверхностно мыслит. Реальность такова, что Трамп — американский президент (если выиграет выборы), а не украинский и не российский, и он умеет считать деньги.
— Основания полагать, что в случае победы на президентских выборах Трампа внешнеполитические приоритеты США сильно сместятся, безусловно, имеются, — полагает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— И дело здесь не только в личности президента, а и в здравой логике, которая начинает проявляться у части западных политиков по отношению к судьбе украинского конфликта. На фоне отсутствия успехов Украины на поле боя, что, в целом, не является удивительным, укореняется мнение, что дальнейшая ее поддержка нецелесообразна.
Правда, остаётся и достаточно большое количество представителей элит, продолжающих находиться в альтернативной реальности… Довольно показательна позиция кандидата на пост вице-президента США Вэнса, предложившего Украине для завершения конфликта отказаться от части территорий, возложив часть обязательств по восстановлению Украины на Германию.
Подход выглядит прагматичным, положительно оценен представителями партии Альтернатива для Германии и, вероятно, может лечь в основу формирования позиции подхода к решению украинского вопроса команды Трампа.
При наличии таких контуров модели решения проблемы российские интересы, в целом, будут соблюдены.
Дело остаётся за способностью Трампа убедить мировое сообщество в приоритетности такой стратегии. А это будет весьма проблематично, да и помимо задачи по сдерживанию Ирана, являющейся для США явно более значимым по сравнению с ситуацией на Украине, Трампу придется концентрироваться на разрешении внутриполитических и экономических проблем.