Катастрофа двух танкеров в Керченском проливе стала поводом для новых претензий Запада к «теневому» танкерному флоту, перевозящему российскую нефть.
Что такое «теневой флот»? В него входят суда, ходящие под удобным флагом. А «удобный флаг» — экономико-правовой термин, означающий совокупность услуг, предоставляемых правительством страны нерезидентам при регистрации судна.
Судовладельцы, поднимая «удобный флаг», платят меньше налоги, от них не требуют соблюдения строгих правил трудового законодательства и т. д. Предоставление «удобного флага» служит важным источником дохода для небольших и бедных стран.
В 2005 году наибольшее число судов под «удобными флагами» было зарегистрировано: в Панаме — 4688, Либерии — 1460, на Мальте — 1105, Багамских островах — 1070, Кипре — 782 и в Сингапуре — 277.
Больше всего российских судов было зарегистрировано под «удобным флагом» в Либерии (65), Мальте (60), Кипре (54), Панаме.
В декабре 2022 года западные страны ввели ценовой потолок на российскую нефть — не выше 60 долларов за баррель. Кстати, западные страховщики начали отказываться от страхования танкеров, перевозящих российскую нефть, ещё до того, как было объявлено о введении лимита. Когда он был введён, им пришлось полностью прекратить страхование, поскольку они связаны законами своих стран.
До введения санкций 90% торговых судов были зарегистрированы в британском Ллойде, а после появилось несколько страховых компаний в малых странах, которые начали страховать «теневой флот».
До введения ценового потолка и других санкций «теневой флот» состоял из нескольких сотен судов, перевозивших санкционные товары в Иран, Венесуэлу и Северную Корею и обратно. Но внезапно Россия оказалась в зависимости от «теневого флота». И многие официально действующие судовладельцы столь же внезапно заинтересовались продажей ей старых судов.
Несмотря на то, что «теневые» суда по определению трудно идентифицировать, в настоящее время их флот оценивается в 17% мировой флотилии нефтяных танкеров.
17 декабря 2024 года на встрече в Таллине пять стран Северной Европы и три балтийских лимитрофа приняли решение о начале проверок страховых документов подозрительных судов, следующих через пролив Ла-Манш, Датские проливы и Финский залив.
Формальным поводом для таких проверок стали используемые Россией танкеры, состояние которых якобы представляет экологическую опасность для окружающей среды Балтики и прибрежной европейской зоны.
17 декабря премьер-министр Эстонии Крисен Михал заявил: «Суда так называемого теневого танкерного флота России будут взяты на абордаж или внесены в санкционный список, если они не предоставят доказательства наличия страховки».
Дожили! Двадцать лет Пётр Великий, разорив Россию, воевал, чтобы прорубить окно в Европу. И вот теперь Эстония собирается брать на абордаж российские суда и суда с российскими грузами. И что на это ответила Москва? Пока ничего.
Страны НАТО взорвали газопроводы в Северном море. В 2023 году украинский БПЛА в Чёрном море подорвал российский танкер «Сиг». 17 декабря 2024 года в Москве убили генерала Игоря Кириллова. Это первый в XXI веке теракт, осуществление которого открыто признало правительство. И на всё в ответ — «стратегическое терпение».
Проверка страховок и других документов в нейтральных водах у торговых судов других государств не предусмотрена морским правом. Если допустить проверку документов судами НАТО у танкеров «теневого флота» на Балтике, то тогда начнётся тотальная проверка судов всех стран во всём мировом океане.
Что делать? Самый тривиальный путь — конвоирование транспортов боевыми кораблями. Это делала ещё Екатерина Великая. Вспомним её знаменитый «Вооружённый нейтралитет».
И вот в конце ноября 2024 года российский корвет «Меркурий» сопровождал танкер «Генерал Скобелев», проходивший Датские проливы. Этот танкер ранее доставлял нефть в Сирию, что запрещено какими-то западными междусобойчиками.
К наши кораблям приклеился германский фрегат F223, следовавший за ними до самого острова Борнхольм. Бортовой вертолёт «Линкс» слишком близко подлетел к нашим кораблям, но был отогнан сигнальными осветительными ракетами.
Но конвоирование слишком дорого. По данным западных СМИ, российские грузы перевозят около тысячи судов с «удобными флагами». И что, к каждому приставлять корвет?
Натовские «пираты XXI века» действуют на уровне мелких уголовников, пытающихся оправдаться прорехами в законодательстве или двусмысленностью законов. Посему надо заставить их выбирать — или применять оружия против танкера, или не мешать его проходу через нейтральные воды.
В случае большой войны фрегат «Северная Вестфалия» может расстрелять танкер из 127-мм пушки «Отобреда». Да у него есть ещё 4 ракеты «Гарпун»! Блеск! А вот во что обойдётся датчанам и прочим разным шведам разлив в проливах 50−100 тысяч тонн сырой нефти?
Надо ли объяснять, что пираты никогда не станут стрелять по гружёному танкеру ни в Датских проливах, ни в Ла-Манше, а уж тем более в Финском заливе.
А почему в России не найдётся директор фирмы «Геркулес» Полыхаев, пообещавший капитану «теневого» танкера, отказавшемуся подчиняться натовским пиратам, полмиллиона долларов в случае стрельбы боевыми выстрелами по курсу танкера, 5 миллионов в случае прямого попадания снаряда в танкер и 10 миллионов в случае тарана танкером пиратского корабля?
Согласно морскому праву, в случае столкновения судов в открытом море виноватым всегда считается более скоростное и манёвренное судно. Обвинять в столкновении капитана танкера — всё равно что обвинять водителя асфальтового катка в наезде на мотоциклиста.
Так что вытеснение путём столкновения бортами, как это периодически бывает у российских и американских боевых кораблей, для задержания танкера неприемлемо.
А как насчёт абордажа — метода Джека Воробья? В варианте танкера — это бред «убогого чухонца». Остаётся десант с одного или двух палубных вертолётов. Иметь пушки на борту торговых судов запрещено морским правом. А мощнейшие пожарные брандспойты капитаны танкеров иметь обязаны.
Известны десятки случаев, когда мощными струями воды команды торговых судов сметали со своих палуб сомалийских пиратов и даже топили их катера. Сильная струя воды по приближающемуся «Линксу» — любо-дорого.
Никто не запрещает иметь на танкере лазеры, от бытовых до специальных. Вон на яхтах Абрамовича и других миллиардеров установлены мощнейшие лазеры. Пилотов «Линкса» ослепят даже школьные лазерные указки.
Морское право не запрещает гражданским судам иметь на борту беспилотники. Достаточно какой-нибудь «Бабе Яге» (сельскохозяйственному дрону) столкнуться с «Линксом», и чего будет?
Итак, в военное время конфликт танкера и фрегата — это конфликт барашка и волка. А вот в мирное время конфликт гружёного танкера с фрегатом или даже крейсером однозначно закончится большими неприятностями для «пирата XXI века». Разумеется, кроме случаев трусости или предательства капитана танкера.
Пора нашим адмиралам зазубрить указ Екатерины Великой: «Нейтральные суда неприкосновенны в мировом океане, какой бы груз они не перевозили». Пиратов надо наказывать даже за мелкие пакости.
Например, за облёт торговых судов на бреющем полёте. Тут в морском праве есть двусмысленность. В ответ следует начать облёты больших круизных судов, идущих в Стокгольм, Хельсинки и др.
Представляете, на высоте 30−40 метров над палубой лайнера пролетит истребитель-бомбардировщик или дрон с ракетами или бомбами под крыльями (хотя бы с макетами). После оного в бассейнах и джакузи лайнера сразу придётся менять воду.
Последуют возмущения общественности и ноты дипломатов? В ответ предложить международные соглашения о том, чтобы летательные аппараты воздерживались от приближения к торговым судам как минимум на морскую милю. Кстати, какие-то соглашения на этот счёт заключались в 1970-х годах между СССР и США.
И, конечно, неплохо б организовать патрулирование Северного моря, Датских проливов и Ла-Манша российскими надводными кораблями и подводными лодками. А если к ним присоединятся китайские и иранские корабли, настроение испортится не только у чухонцев, но и в британском адмиралтействе.