Проект бюджета с рекордными военными расходами утвердило правительство Японии. Они — впервые в истории страны — превысят 8 трлн иен, или более 50 млрд долларов. Разработанная Токио стратегия «оборонного» потенциала предполагает первоочередное наращивание ударных средств.
Страна восходящего солнца играет все более активную роль в агрессивных приготовлениях Запада. Куда ведет такая политика и чего ждать от недружественной соседки? На эти вопросы «СП» ответил политолог-востоковед, доктор исторических наук Анатолий Кошкин.
«СП»: Анатолий Аркадьевич, после ухода из-за коррупционных скандалов в отставку правительства Кисиды там избран премьером Сигэру Исиба — в прошлом министр обороны. Он выступает за более жесткую политику в отношении РФ. Чего ждать от такого курса?
— Напомню, что во втором туре выборов, когда голосовали в основном депутаты парламента от правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), Исиба победил со скромным перевесом — ему отдали предпочтение 215 делегатов съезда. За другого кандидата были 194.
В итоге именно Исибу избрали новым премьер-министром Японии. Во многом это результат его критической позиции по поводу череды потрясших страну коррупционных скандалов. В результате руководители правящей ЛДП и многие депутаты от нее, что называется, потеряли лицо.
Многочисленные телеинтервью и ток-шоу, в ходе которых Исиба осуждал нечистоплотных однопартийцев, понравились японцам. Они стали выдвигать его на первые строчки опросов о поддержке политиков, которые могли бы возглавить страну после устранения обанкротившегося правительства Фумио Кисиды, оказавшегося неспособным очистить партию, исправить ее подмоченную репутацию.
«СП»: Какова позиция Исибы на внешнем контуре — прежде всего, по отношению к СВО и России в целом?
— Во время избирательной кампании Исиба выступал за укрепление обороноспособности страны, создание «азиатской НАТО» и системы коллективной безопасности в регионе. Утверждал, что членство Украины в
Североатлантическом альянсе предотвратило бы конфликт с Россией. Как и другие японские видные политические деятели, Исиба в качестве ответной меры Москвы на незаконные санкции Токио был внесен в список персон нон грата, которым заказан въезд в нашу страну.
Нет никаких признаков того, что новый премьер изменит нынешнюю открыто враждебную политику и предпримет хоть какие-то шаги по нормализации обрушенных японскими властями до низших пределов отношений с Россией.
С многомиллиардной японской «помощью» нелегитимному киевскому режиму, думаю, также ничего не произойдет. Однако здесь многое будет зависеть от курса новой американской администрации. Как и все кандидаты в премьеры, Исиба не раз говорил о приверженности военному союзу с США, но давал понять, что хотел бы большей свободы при определении политики Страны восходящего солнца.
Агентство «Киодоцусин» написало, что новый премьер вступает во власть, «в то время как провокационные действия Китая, Северной Кореи и России продолжают представлять угрозу безопасности Японии». Это напоминает развернутую в 1980-е годы оголтелую пропаганду насчет «советской военной угрозы», намерения Москвы «захватить маленькую миролюбивую Японию». Фактически, как и много лет назад, Токио злонамеренно сеет страхи, ненависть к нашей стране…
А военно-политическая обстановка в регионе изменилась. В результате форсированной милитаризации Страна восходящего солнца на сегодня имеет довольно мощные вооруженные силы, оснащенные современной техникой. В случае политического решения и отмашки США Япония может быстро обзавестись ядерным оружием.
По сути, за это ратует и новый премьер. Не зря в партии по достоинству оценили приверженность Исибы вопросам усиления обороноспособности страны и доверяли ему руководство сначала Управлением национальной обороны, а затем и военным ведомством, когда оно было восстановлено. Исиба добивается пересмотра конституции, в первую очередь — 9-й статьи, запрещающей обладание вооруженными силами и содержащей отказ от ведения войны.
Новый премьер не скрывает, что хотел бы более равноправных отношений с Соединенными Штатами. А в Восточной Азии и АТР в целом считает необходимым объединение государств-сателлитов США на основе существующей в НАТО обязанности стран-участниц защищать друг друга вооруженным путем.
«СП»: А что с ядерным оружием?
— Официально Япония им не обладает. Но Исиба выступает активным сторонником законодательного права наносить превентивные удары первыми, в частности, с целью «нейтрализовать» оборонительный ракетно-ядерный потенциал Корейской Народно-Демократической Республики. Исиба называет это «негласным ядерным сдерживанием».
Известна его инициатива по созданию корпуса морской пехоты — якобы для «защиты отдаленных островов». Напомним, что японское правительство официально выдвигает претензии на островные территории фактически всех соседних стран, в том числе России, голословно и незаконно объявив их своими «исконными землями».
Но одно дело отстаивать интересы оборонного ведомства и другое — определять военную политику в ранге премьер-министра, когда необходимо тщательно соизмерять и координировать действия с международной обстановкой в регионе и в мире в целом. Здесь, думается, новый премьер будет вынужден сдерживать свои амбиции на грани демонстрации готовности противостоять в военном отношении соседним государствам, обладающим ядерным оружием и мощными вооруженными силами.
«СП»: Как США и союзники по «восточному НАТО» отнеслись к его кандидатуре в момент избрания?
— По всем раскладам и прогнозам новым премьер-министром Японии должна была стать Санаэ Такаити, которая победила в первом туре голосования при выборах председателя ЛДП. Но тут, как считают опытные японские политологи и аналитики, не обошлось без «советов» дяди Сэма, которому Такаити могла спутать карты в американской игре на ТВД в Северо-Восточной Азии.
Ибо своей нескрываемой готовностью бороться с «врагами священной нации Ямато»: Китаем, КНДР и Россией, а также демонстрацией приверженности прошлому японскому милитаризму эта дама могла еще больше испортить отношения с соседями, причем не только с «врагами», но и с новоявленными «друзьями и союзниками», в первую очередь южнокорейскими.
Да и другие потенциальные участники «восточного НАТО» из числа жертв японской жестокой агрессии едва ли согласились бы объединяться с националистическим, если не сказать нацистским режимом Страны восходящего солнца.
Исиба же, в отличие от Такаити, проявил осторожность, заявив, что, следуя примеру императора, будет воздерживаться от официальных посещений «святилища» японского милитаризма — синтоистского храма Ясукуни.
Там, напомню, наряду с погибшими в «войнах за нацию Ямато и микадо» канонизированы души главных японских военных преступников, осужденных к казни через повешение Токийским международным трибуналом.
«СП»: Тем не менее «укрепление обороноспособности», то есть подготовка к войне, становится одним из доминирующих направлений японской политики…
— Об этом свидетельствует назначение на важные посты в новом кабинете проверенных сослуживцев нового премьера.
Так, министром обороны стал Гэн Накатани, который возглавлял военное ведомство с 2014-го по 2016 год. Он известен как сторонник наращивания мощи японских вооруженных сил и более активного санкционного давления на Китай.
На пост министра иностранных дел Японии Исиба назначил опять-таки представителя, скажем так, силового блока — Такэси Ивая. Он возглавлял Минобороны с 2018-го по 2019 год, также в правительстве Синдзо Абэ.
Сам Исиба, повторюсь, не был замечен в каких-либо шагах по укреплению на долгосрочной основе отношений с нашей страной. Хотя в свое время при встрече с делегацией, в которую входил и я, он, будучи тогда министром сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, говорил о заинтересованности в сотрудничестве с Россией.
Убеждал, что-де отношения получили бы дальнейшее развитие при разрешении «проблемы северных территорий», то есть отказа Москвы от законно принадлежащих нашей стране Курильских островов.
Поэтому, полагаю, как и прежде, японское правительство будет следовать политике «коллективного Запада» по ужесточению санкционного давления на Россию, всячески помогая киевскому режиму воевать с русскими «до последнего украинца». Что, отметим, в культуре «страны самураев».
Летом 1945 года даже после уничтожения американскими атомными ударами Хиросимы и вступления в войну Советского Союза, поставившего Токио на грань полного разгрома, японские генералы и идеологи продолжали призывать сограждан отдать свои жизни в борьбе с врагами за «священную империю и императора». Лозунг звучал как «Итиоку гёкусай!» — «Сто миллионов погибнут славной смертью!» На нечто подобное Токио ныне подталкивает киевских фашиствующих лидеров.
Сейчас в Японии не скрывают своей заинтересованности в бесконечном продолжении боевых действий на территории бывшей УССР, одобрительно смотрят на вторжение ВСУ в Курскую область. Ратуют за скорейший прием киевского режима в члены НАТО.
Участившиеся японо-американские военные маневры, с одной стороны, провоцируют постоянную напряженность в Восточной Азии и АТР в целом. А с другой — направлены, как и в годы Великой Отечественной войны, на сковывание российских войск на Дальнем Востоке с тем, чтобы не допустить их использование в специальной военной операции.
Хочется верить, что период восторгов в отношении экзотической Страны восходящего солнца с ее рафинированной культурой завершается, и приходит понимание непреложной истины: Япония была, есть и, к сожалению, будет недружественным России государством. Необходимо делать из этого соответствующие выводы.