Чем ближе 20 января — день вступления Дональда Трампа в должность президента США, тем больше разговоров и домыслов о том, как он будет разруливать украинскую проблему, которую многие считают главным конфликтом современности.
Из его собственных заявлений, а также со слов его помощников можно однозначно судить лишь о его намерении остановить боевые действия. А как, на каких условиях, что дальше — непонятно.
Большинство экспертов склоняются к заморозке по текущей линии разграничения, но этот вариант не примет Россия, не освободив как минимум, те территории, которые являются ее по Конституции. А Украина явно не согласится территории отдавать.
Что тогда? Вопрос временно подвисает в воздухе без перспективы решения — или решение есть? Политолог Владимир Линдерман полагает, что Трамп может предложить России… выкупить территории у Украины.
«Как быть с теми территориями, которые Россия юридически включила в свой состав, но по факту они находятся под контролем ВСУ? Возможно, Трамп предложит Путину купить у Украины Запорожье. Не надо считать такой вариант безумием. Это вполне в логике Трампа: он сам намерен купить Гренландию у датчан. Публично сделка может не афишироваться», пишет он в своем телеграм-канале.
На первый взгляд, идея фантастическая, но ведь и сама ситуация, по сути, может оказаться в фантастическом тупике, тогда можно будет рассматривать самые разные варианты.
— Мой старый товарищ Владимир Линдерман как всегда дает крайне интересный анализ ситуации. Думаю, сделка по Украине Трамп — Путин выглядит реалистично. Однако нужно смотреть на детали, — говорит редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— Не стоит преуменьшать роль украинской элиты и лично президента Зеленского, который с большой долей вероятности сделку на тех условиях, которые описывает Владимир Ильич, сорвет. Если мы вспомним времена Корейской войны, то фронт стабилизировался на 38-ой параллели уже через 9−10 месяцев боевых действий, весной 1951 года.
Вскоре начались мирные переговоры, причем великие державы — США, СССР и Китай — были совсем не против замириться. Но вот американский ставленник на Юге президент Ли Сын Ман был крайне упрямый старик и требовал продолжения банкета любой ценой. Поэтому война продлилась ещё более двух лет. При этом Ли выдвигал планы создания Великой Кореи, включая не только полуостров, а ещё некоторые территории СССР и Китая, шантажировал США возможным выводом своих войск из подчинения командованию ООН, а в итоге отказался подписывать документ о перемирии.
Очень похоже на поведение киевского князька, не так ли? Вспомним влажные мечтания об «украинской Кубани» (и реальную курскую операцию), законодательно оформленный отказ от переговоров с РФ, регулярное хамство в адрес «хозяев» — американских и европейских элит, ну и то самое желание воевать до последнего украинца.
Так что пане Володимир запросто может отказаться выполнять такие договоренности. Американские власти тогда крантик ему перекроют, но вот европейцев я бы со счетов не сбрасывал.
В Германии вероятный следующий канцлер Фридрих Мерц — последовательный сторонник войны и грозит поставками Киеву ракет Taurus.
А такие, например, не самые крупные державы как Дания со Швецией уже поставили только вооружений Киеву на сумму 11,44 млрд. евро. И готовы продолжать. Уровень их психоза виден по рекомендации премьер-министра Дании Метте Фредериксен сделать запас консервов на случай нападения России.
Штаны затянут, одними консервами будут питаться, но Киеву денег дадут. Так что какое-то время киевский режим боевые действия ещё потянет, если Россия, конечно, не включится по полной, с существенным увеличением группировки на фронте, переводом экономики на военные рельсы и мобилизацией общества.
Насчет покупки Запорожья и Херсона… Предложить-то Трамп такое может, но тут откажется Путин. Потому что непонятно, как их оценивать и потянет ли это вообще бюджет Российской Федерации. К тому же довольно странно покупать города, которые уже были объявлены принадлежащими РФ. Да и ещё — у кого их покупать? Зеленскому платить? Тут у Кремля два варианта — освобождать военной силой или просто забыть о них по умолчанию.
Так что, думаю, реальной сделкой, с которой согласятся все стороны, может быть просто соглашение о прекращении огня с заморозкой по действующей линии фронта и вводом миротворцев Совбеза ООН. Либо продолжение боевых действий. С вероятностью где-то 3 к 2 в пользу соглашения.
— Я очень скептически отношусь к прогнозистам, которые знают, как будут происходить встречи Путина и Трампа, о чем они будут договариваться и на чем они сговорятся, — говорит председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Думаю, что пока в команде Трампа пытаются сформировать пакет предложений, которые будут предложены Путину и Зеленскому, но, я уверена, что предложение «купить Херсон и Запорожье» в этот пакет не входит.
Это неприемлемо ни для украинской стороны, ни для российской.
В случае простого упоминания о какой-то компенсации Украине за потерянные территории, украинская власть сразу насчитает многомиллиардные репарации, что будет означать для России признание своего проигрыша. А Россия не собирается считать себя побежденной страной.
Гренландия для Дании совсем не то, что Запорожье, Крым или Никополь для Украины, поэтому и украинская сторона не сможет себе позволить ставить вопрос о «продаже» этих территорий.
«СП»: А если бы Трамп реально предложил, то что? У нас нашлись бы желающие закончить боевые действия таким способом?
— Я думаю, что в ближайший период Трамп будет только нащупывать контуры будущих требований к переговорам. Как человек, привыкший к агрессивной манере переговоров, он на первом этапе выдвинет требования «на максималках», а потом будет пробовать сдвигаться в сторону взаимоприемлемого уровня.
Но в том то и проблема, что такого уровня не существует в принципе. Российская элита пришла наконец к пониманию, что главное — это безопасность страны, а ее невозможно обеспечить, если у Украины останется вероятность стать частью Запада и НАТО.
«СП»: Шансы отвоевать эти города в обозримом будущем есть?
— Я считаю, что Украина исчерпывает свой мобилизационный ресурс, именно поэтому самые упоротые патриоты надеются на заморозку.
Но исчерпание этого ресурса будет причиной продвижения вперед российской армии, и при таком темпе нарастания потерь территорий у украинской армии не будет возможности серьезно оборонять Запорожье и Херсон в 2026 году.
«СП»: Если мы их и получим (неважно, каким способом), а что с Харьковом, Одессой, Днепропетровском, Николаевом? Можно ли заключить сделку о разделе Украины с Трампом? По какой линии?
— Полагаю, что включение по административным границам Запорожской и Херсонской областей, вместе с Донбассом, является минимальной программой российской стороны. Однако оставление под контролем Украины Одессы, Николаева и Харькова сохранит угрозу поражения ракетами Крыма и центральной России, и это хорошо понимают все военные.
Нет надежд и на то, что к власти в Киеве придет умеренное правительство, которое рационально подойдет к проблеме взаимоотношений с могущественным соседом.
Таким образом единственной базой для переговоров может быть только военное поражение Украины, которое будет осознанно украинским обществом, как полное и бесспорное.