За первые 9 месяцев 2024 года китайские государственные компании Air China, China Eastern и China Southern нарастили перелеты в Европу в среднем на треть по сравнению с 2019 годом, сообщила Financial Times.
Издание подчеркивает, что это произошло на фоне сохранения полетов китайских авиаперевозчиков над российским воздушным пространством. По данным FT, европейские перевозчики, в том числе Scandinavian Airlines, Lufthansa, British Airways и Virgin Atlantic, приостановили некоторые маршруты из-за возросших расходов после прекращения полетов через Россию.
Главный эксперт института транспорта ВШЭ Федор Борисов в разговоре с «СП» подчеркнул, что у китайских авиаперевозчиков есть явное преимущество и им выгоднее летать, чем европейским компаниям, учитывая, что длительность полета при облете России увеличивается в среднем от 10% до 25%.
«СП»: Могут ли китайские авиакомпании начать активнее действовать на европейском рынке авиаперевозок?
— Они и так активно перевозят европейских пассажиров, которым не запрещено покупать билеты на рейсы китайских авиакомпаний. Те, кто хотят прилететь побыстрее, выбирают китайские авиакомпании, которым не нужно облетать Россию.
«СП»: Может ли ЕС запретить китайским компаниям летать через Россию?
— Для этого нет оснований, это уже не вопрос санкций. Китай действует абсолютно в рамках правил. Санкции, которые ограничивают деятельность европейских перевозчиков, являются вторичными, и они приняты в ответ на действия европейских регуляторов (закрытие неба над европейскими государствами для российских самолетов).
Соответственно, если ЕС будет вводить санкции против Китая, то для этого должны быть основания. Европейские страны и КНР являются членами Всемирной торговой организации, и подобное ограничение полетов станет грубым нарушением ее правил.
«СП»: Генеральный директор нидерландской компании KLM Марьян Ринтел упоминала, что руководство ЕС должно принять финансовые меры, которые будут способствовать честной конкуренции европейских авиакомпаний с китайскими. Может ли такая риторика как-либо повлиять на действия европейских регуляторов?
— Об этом гендиректор компании говорила еще в октябре. Сложно сказать, как будет развиваться эта ситуация, поскольку европейские регуляторы не думают о последствиях, принимая политизированные решения. Они могут начать торговую войну с Китаем, но Пекин на это может ответить своими санкциями против ЕС.
Европейские компании получают немало прибыли на китайском рынке авиаперевозок. К тому же для того, чтобы долететь до Южной Кореи и Японии, необходим доступ в воздушное пространство Китая. Можно конечно направлять самолеты в обход КНР, но тогда придется лететь еще дольше. Но в целом мы лишь предполагаем, каким может быть возможный ответ Китая, это точно неизвестно сейчас.
«СП»: Как запрет на пролет европейских авиакомпаний повлиял на российскую авиаиндустрию?
— Доходы госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД) сначала резко сократились. Сейчас они восстанавливаются за счет того, что китайцы все больше летают через Россию (в 2023 году чистая прибыль госкорпорации составила 7,9 млрд руб. против убытка в 25,5 млрд руб. в 2022 году). Арабы в свою очередь летают через нашу страну в США. В определенной степени китайские и другие азиатские компании заместили европейские, но не в полной мере.
«СП»: Есть ли смысл в предоставлении таким компаниям льгот на российском рынке авиаперевозок?
— Нет, для них льготой уже является сама по себе возможность перелетов через Россию без ограничений, в то время как европейские конкуренты не могут себе этого позволить.
Заслуженный пилот СССР, член Общественного совета Ространснадзора и советник председателя Профсоюза летного состава России по безопасности полетов Олег Смирнов продолжил обсуждение влияния запрета на пролет европейских компаний через Россию.
— Для России это тоже проблема, потому что небо всегда нас кормило. Пролеты над воздушным пространством любой страны стоят дорого, так как для прокладывания воздушной трассы ее требуется оборудовать соответствующими навигационными приборами, радиолокаторами, радиопеленгаторами. И этим должны управлять диспетчеры, которым также надо платить зарплату, все это стоит немалых средств.
В 2022 году наблюдался отток диспетчерского состава из-за нехватки средств. Чуть позже число полетов российских авиакомпаний увеличилось, и это смягчило ситуацию.
«СП»: Могут ли китайские, арабские и индийские авиакомпании заменить уход европейских в перспективе?
— Частично заменят тех, кто летает из запада на восток, и с востока на запад. Азиатские компании, конечно, будут пользоваться возможностью пролетать через российское воздушное пространство, потому что у нас все воздушные трассы оборудованы по международному классу. Есть все необходимое оборудование и немалое число запасных аэродромов.
У нас в госкопрорации ОрВД диспетчеры обязаны свободно владеть английским языком. Система подготовки диспетчеров у нас хорошо поставлена, их обучают английскому языку в обязательном порядке и организованно.
К работе допускаются те, кто владеют английским уровнем на уровне «4» по шкале ICAO (4-й уровень предполагает, что тестируемый может инициировать и поддерживать разговор на английском, даже когда имеет дело с неожиданным поворотом событий — «СП»).