Курс Владимира Зеленского завел киевский режим в политический тупик. К такому выводу приходит, в частности, швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung, утверждая, что в настоящий момент характерный для незалежной олигархический строй сменился постфеодализмом.
В доказательство издание приводит мнение украинского политолога Игоря Рейтеровича, по словам которого «[киевский] двор распределяет обязанности и поощрения между лояльными людьми». Эта система и является основой его существования.
В итоге, подчеркнул Рейтерович, реальная власть в «стране 404» оказалась сосредоточенной в руках никем не контролируемых людей. Например, глава Офиса президента Андрей Ермак по факту стал сейчас вторым человеком на Украине, которого Зеленский не в состоянии полностью контролировать. А помощники этого «серого кардинала» приобрели определяющее теневое влияние на все судебные процессы и борьбу с коррупцией.
Впрочем, нельзя сказать, что подобная констатация фактов стала по-настоящему сенсационной. Экспертное сообщество, как минимум, отечественных политологов и политтехнологов уже не единожды высказывалось о высокой вероятности подобного сценария развития событий в украинской политике. И не только в ней.
— Подобное явление — установление подобия феодального строя — происходит всегда, когда мир начинает отстраиваться к войне, — пояснил в частности, в беседе с «СП» руководитель Лаборатории политических и социальных технологий Алексей Неживой.
— Вспомните Германию конца 30-х годов. Там в преддверии начала Второй мировой войны вполне успешно и относительно давно существовали политически самодостаточные ведомства: абвер, гестапо и прочие, возглавляемые такими довольно независимыми личностями как Канарис, Шелленберг, Мюллер, Борман и другими.
Это вполне в духе общеевропейской культуры, как видим. История повторяется. Европа в настоящий момент готовится к военному противостоянию, потому что западный, глобалистский мир умирает, и это его агония. Политика всегда есть продолжение экономики. Вы посмотрите на современные Германию или Францию — их экономика уже в руинах, а когда такое происходит, война становится неизбежной.
Так что Украина в данном случае просто забежала чуть вперед остального паровоза, потому что она уже в военных действиях.
«СП»: То есть Украина в данном случае, получается, действительно, «це Европа»? Но тогда, отталкиваясь от истории феодальной Европы, логично предположить, что никаких очагов сопротивления незалежному постфеодализму изнутри мы в ближайшее время вряд ли увидим?
— На Украине мы наблюдаем сейчас тотальное подавление недовольства. Все идет по классике. Чуть что — ни с кем не церемонятся, даже с женщинами.
Люди боятся, и в итоге отказываются от любых своих «завоеваний» в области прав человека. Вот и скатывается всё в абсолютное средневековье — холопы молча гибнут за интересы феодалов. Никаких других мотиваций нет.
«СП»: Получается, незавидная участь такой «феодальной» Украины предопределена? Ведь вся история западного Средневековья наглядно свидетельствует: государство, оказавшееся под властью «серых кардиналов», в лучшем случае на долгие века теряет свою политическую субъектность, а в худшем — полностью исчезает с политической карты мира.
— Однозначно пока можно констатировать только то, что украинцам в недалеком будущем придется ой как несладко, их ждут очень тяжелые времена. Правда, справедливости ради следует отметить, что нечто подобное украинцы переживали уже неоднократно. В своей истории куда только Украину не бросало.
Вполне возможно, что очередной такой исторический «загиб» поможет некоторым мозгам, так сказать, вернуться на места. И из всей этой передряги украинцы в очередной раз выплывут, как уже выплывали.
«СП»: Весь вопрос в том, куда именно они выплывут.
— Конечно, есть определенная вина наших функционеров в том, что нынешняя Украина попала в такой исторический передел, однако Богдан Хмельницкий никуда из истории незалежной не пропал, его еще помнят, и очень хорошо. Думаю, там вскоре однозначно появится кто-то, кто повторит историческую миссию [конец цитаты].
«СП»: Подобные заявления, конечно, не могут не внушать определенный оптимизм по поводу политического будущего Украины, но возникает вопрос — раз наши функционеры определенно что-то прохлопали, почему бы им сейчас не поспособствовать, засучив рукава, появлению в незалежной, например, лидеров общественного мнения, которые вывели бы за собой украинцев в светлое завтра, или еще чего получше — альтернативного киевскому режиму «правительства в изгнании»?
— Увы, это только американцы способны устраивать на Украине майдан за майданом по два раза в год, — констатировал независимый эксперт по информационной безопасности и информационным войнам Игорь Николайчук.
— Они и президентов на Украине меняли, как перчатки, потому что раздавали направо и налево тамошним олигархам чемоданчики с долларами. А у того же Виктора Ющенко жена так вообще была действующим сотрудником Госдепартамента Соединенных Штатов. Вот вам «мягкая сила» во всей красе. А у нас, видимо, возможности раздать чемоданчики кому надо на Украине нет. Это во-первых.
«СП»: А во-вторых?
— Во-вторых, это просто, как говорится, не наш метод. «Раздача чемоданчиков» — метод банальный, а наш, и здесь я ни в коем случае не хочу никого обвинять, просто отмечаю факт, более сложен и трудоемок.
Наша пропаганда, как говорится, испокон веков делала ставку не на мягкую, а на жесткую силу. Я имею в виду, прежде всего, то, что когда какому-то народу приходится очень трудно, Россия протягивает ему руку помощи.
Именно так было, например, в Нагорном Карабахе, когда мы раз за разом вводили туда миротворческие контингенты, пытаясь предотвратить большую трагедию. Так было в Сирии, когда мы пришли на выручку сирийскому народу. Так происходит сейчас в Африке, так, естественно, происходит и в зоне СВО на Украине.