«Выпустят — не выпустят», — гадание наших спортсменов практически во всех зимних видах спорта на буквально опостылевшей уже «ромашке» никуда не делось. Да, ветер ожидания, что вот-вот наметятся перемены, вроде зашелестел. Но IBU, например, даже «возвращаться к диалогу» с нашими биатлонистами не хочет.
Эдуард Латыпов / фото: biathlonrus.com
Рязань завершала четвертый этап Кубка России чуть более оптимистичной погодой, чем начинала. Но на зимнем спортивно-политическом фронте — все пока без перемен. Президент СБР Виктор Майгуров в биатлонной программе «Матч ТВ» констатировал: статус у спортсменов СБР остается все тем же. Общение с IBU — в письменном виде: получение информационных рассылок есть, а если есть запрос, то будет и ответ. Как, например, на ноябрьский, когда СБР предложил вернуться к диалогу и обсудить, что должно произойти, чтобы в головной организации рассматривали «наше теоретическое возвращение»? Как рассказал Майгуров, в декабре было получено ответное письмо: исполком IBU рассмотрел обращение и, на их взгляд, «не произошло существенных изменений, которые могли бы помочь вернуться к диалогу».
Пока – снова так. Но президент СБР надеется, что тенденция, которая наметилась в отношении наших федераций по другим видам спорта (потенциальная возможность для фигуристов и конькобежцев отобраться на Игры, смягчение жестких требований в водных видах спорта — вплоть до допуска даже к эстафетам) должна дать какие‑то плоды.
А еще считает руководитель, что есть надежда на предстоящие выборы нового президента МОК. Международный союз биатлонистов — член МОК и «против течения они точно не пойдут, даже если захотят». Поэтому, сделал выводы Виктор Майгуров, «все это должно способствовать потеплению атмосферы». И «наша цель — Олимпийские игры 2026 года, как бы там ни было».
Но пока «потепление атмосферы» — это лишь о погоде. А она была в Рязани такова, что биатлон проходил при зеленой траве в окрестностях и сложной трассе. Например, Анастасия Халили, победившая в гонке преследования на четвертом этапе Кубка России, допустив три промаха (второй стала Полина Плюснина, третьей — Виктория Метеля), дала условиям выступления весьма выразительную характеристику. (Гонка прошла в укороченном формате, длина штрафных кругов также была сокращена.) Рассказала, что трасса была посыпана селитрой и достаточно ледяная, а ноги на ней сводило. «Местами ловишь ускорение, а потом въезжаешь в мокрый грязный снег и чуть ли не носом втыкаешься».
Романтично, но — это спорт, в котором все, как известно, оказываются в равных условиях. А вот — ввязываться в эти условия или поберечь себя (что многими приравнивается к тому, что показать слабину), каждый решает сам. Например, Эдуард Латыпов, признавая, что каждый спортсмен волен выбирать, говорит, что решил бороться «при любом раскладе и любой погоде». Объяснение простое: а если допустить, что вдруг «изменится ситуация, мы поедем на Олимпийские игры в Италию и там окажется такая же погода?». Пусть вероятность этого предположения и не высока, но надо пробовать себя везде и быть готовым к любым трассам и любой погоде. И называет это Латыпов очень просто: «держать себя в тонусе».
Гонка преследования осталась в Рязани как раз за Латыповым, на втором месте финишировал белорус Антон Смольский, на третьем Кирилл Бажин (дистанция гонки преследования была сокращена до 7,5 км из‑за теплой погоды).
Смольский и Латыпов / фото: biathlonrus.com
Достаточно ли тонуса внутренних стартов для того самого, «если допустить, что вдруг»..? И тренеры, и сами спортсмены, говорят, что, конечно, конкуренция на международных стартах другая, там даже сама атмосфера может влиять на результат. «Когда попадаешь к сильнейшим, происходит скачок энергии, азарта, спортсмен может стать другим за пару дней», — убежден, например, лидер сборной. Виктор Майгуров говорит, что три-четыре наших спортсмена — и из женской, и из мужской сборной — могут бороться за десятку на этапах Кубка мира.
Оптимистичный это прогноз или не очень, покажут только гонки именно на международных соревнованиях. Но надеяться лишь на прилив куражных сил никто, конечно, не намерен. Есть у наших биатлонистов отставание в скорострельности, статистике промахов. На Кубке мира, признает Латыпов, сейчас стреляют уже намного быстрее, надо «поторапливаться, выравнивать стрельбу, внедрять скорострельность — пока это все еще только в процессе». Хотя призывает и не особенно идеализировать то, что происходит с ведущими мировыми биатлонистами: «там тоже просаживаются ребята, тоже не могут держать стрельбу на всех этапах».
Кстати, возмутитель спокойствия биатлонных трасс этого сезона Даниил Серохвостов в новогодние праздники не постеснялся дать обещание. Разместил видео на своей странице в телеграм-канале, показал личную стрельбу на стойке за 14 секунд. И заявил: «На следующей гонке буду так же быстро стрелять. Проверяйте».
Не так давно норвежский биатлонист Мартин Улдаль во время гонки преследования на втором этапе Кубка мира поразил всех скоростью стрельбы. Для пяти выстрелов ему потребовалось всего 12,9 секунды, допущен был один промах. Стрельбу коллеги (который позже в спринте еще и обыграл самого Йоханнеса Бё уже в Анси, впервые добившись победы на этапе Кубка мира) Бё прокомментировал так: «Должно быть, это мировой рекорд». Так что обещанные 14 секунд от Серохвостова — видимо, только начало, ориентир для мирового рекорда уже есть.
Правда, на четвертом этапе Кубка России, где уже можно было бы проверить «угрозы» Серохвостова, сделать это не удалось ввиду отсутствия самого спортсмена из-за болезни. Ждем. Пропустил этап и призер Олимпийских игр Александр Логинов. Подробно объяснил, почему: обнаружил «небольшое покраснение в горле, была заложенность носа, поэтому в такую дождливую и мокрую погоду решил не рисковать». К суперспринту чувствовал себя уже лучше, но после перелома руки есть недостаток стрелкового навыка, поэтому лучше потренироваться и бежать уже на следующем этапе в Рыбинске «в полном объеме».
Не вышел на суперспринт, который завершал этап в Рязани, и Карим Халили. Сказал, что таков план выступления был у него с самого начала: декабрь был не самый удачный, болел, поэтому «лучше больше времени уделить восстановлению». Так что у каждого свое понимание тонуса и как с ним обращаться.
Ну а победителем суперспринта без единого промаха стал Рустам Каюмов. Второе место занял Александр Бектуганов, третье — Антон Бабиков. У женщин победительницей суперспринта в Рязани оказалась Анна Сола. Кристина Резцова также допустила два промаха, но финишировала второй, на третьем месте — Динара Смольская.