Возможно ли соглашаться на нейтральный статус или нашим спортсменам необходимо ждать полного восстановления своих прав и возвращения всех национальных атрибутов для полноценного участия в Олимпиадах – эта дилемма после победы Кирсти Ковентри на выборах президента МОК получила новые решения. Но главный вопрос остался – каждый решает сам, как ему поступать.
Команда России на ОИ-2016 в РИо-де-Жанейро / фото: imago sportfotodienst / imago sportfotodienst / Global Look Press
Еще до выборов нового президента МОК, оценивая позицию семи кандидатов на место Томаса Баха, мы говорили о том, все они не готовы восстанавливать в полном объеме права российских спортсменов на Олимпийских играх. Более того, поскольку большая часть кандидатов (Коу – легкая атлетика, Ватанабэ – гимнастика, Лаппартьен – велосипедный спорт, Элиаш – лыжный спорт – ред.) являлись также и руководителями ведущих спортивных международных федераций, то речь шла не только об участии российских и белорусских атлетов в Играх, но и вообще во всех мировых турнирах в том или ином статусе. Кто-то из кандидатов был категорически против участия вообще, кто-то придерживался позиции МОК – нейтральный статус, кто-то выступал за постепенное возвращение наших спортсменов и смягчение санкций.
Победила в выборах президента МОК единственная среди всех кандидатов женщина, Кирсти Ковентри. Ей 41 год, и 12 лет она может высидеть на руководящей олимпийской должности вполне легко.
Ковентри – сторонница постепенного переговорного процесса при изначальном сохранении существующего статуса россиян и белорусов. Еще до выборов, она говорила, что предложенная ее предшественником, Томасом Бахом, модель с нейтральностью спортсменов – вполне рабочая. А уже после избрания в одном из интервью заявила, что вообще против любых ограничений для спортсменов в спорте. Так как даже в ее родной Африке множество конфликтов, причем не менее серьезных, чем столкновения израильтян и палестинцев, или СВО.
Чего они хотят?
В любых переговорах всегда присутствуют как минимум две точки зрения. Наши оппоненты, назовем их вежливо так, предлагают в данный момент три варианта. Первый – вообще без нас (про белорусов еще можно подискутировать). Например, тот же самый президент федерации легкой атлетики, английский лорд Себастьян Коу был бы вполне счастлив, если бы наш спорт жил своей, отдельной от его мира жизнью. Такие же дела и в хоккее – 25 марта в редакцию нашей газеты приходил двукратный чемпион мира Александр Кожевников, и он, не стесняясь в выражениях, которые цитировать мы не будем по соображениям приличия, дал яркую характеристику финнам, шведам, чехам и бывшему голкиперу Доминику Гашеку. Наиболее ярким представителям русофобской позиции в спорте. Да и в футболе таких хватает – поляки, те же чехи со шведами, прибалты и прочие «борцы за чистоту».
РОссийские болельщики в Рио / фото: Paul Kitagaki Jr. / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Вторая группировка, если ее можно так назвать, стоит на позиции МОК – нейтральный статус, допуск при соблюдении определенных условий и соответствия критериям нейтральности МОК, и постепенный диалог для расширения участия в Олимпиадах и международных турнирах.
И, наконец –третья позиция. Это выступление не в нейтральном статусе, а под флагом и с логотипом международных спортивных федераций – например, российским борцам разрешили выступать на международных соревнованиях под флагом Объединенного мира борьбы (UWW). И это принципиально иной подход. Да, без своего флага и гимна, но уже как часть спортивного сообщества, а не как «непойми кто непойми откуда».
Есть и четвертая позиция, пока имеющая, к сожалению, не так уж много сторонников – вообще никаких ограничений. При чем не только для нас, а для всех вообще. Спорт и политика раздельно.
В любом случае, ситуация меняется. Вот и вице‑премьер Италии Маттео Сальвини 25 марта заявил, что хотел бы видеть российских спортсменов на зимних играх 2026 года, которые пройдут в его стране. «Поскольку сейчас идут мирные переговоры, а олимпийский дух должен сближать людей и спортсменов, я надеюсь, что Игры‑2026 станут первыми, где мы увидим украинских и российских спортсменов, спускающихся по склонам. Моя цель состоит в том, чтобы итальянское правительство большинством голосов поддержало идею о том, что Европа должна стать главным действующим лицом мира», — цитирует «Матч ТВ» слова итальянского политика, произнесенные на открытии трассы для бобслея, скелетона и санного спорта
Чего хотим мы?
Это самый важный вопрос во всей этой дискуссии. Что хотят наши оппоненты, более-менее понятно.
В российском спорте тоже нет единой позиции. Вначале наш Олимпийский комитет и большая часть федераций, после введения жестких санкций со стороны МОК в конце фераля 2022 года, занимали однозначную позицию – только с флагом и гимном. Но проблема в том, что уже начиная с олимпийских игр 2016 года, после публикации «Доклада Макларена» (с которым можно ознакомиться на сайте Паралимпийского комитета в литературном русском переводе – Ред.) к нашим атлетам применяются массовые ограничения и санкции. А начиная с зимних олимпийских игр 2018 года в Пхёнчхане мы уже выступали в нейтральном статусе.
Поэтому возвращение к нашему участию как минимум в олимпийских играх, а как максимум вообще во всех международных соревнованиях с флагом и гимном требует решение гораздо большего круга вопросов, чем просто восстановления членства ОКР в МОК и снятия всех обвинений с РУСАДА со стороны всемирного антидопингового агентства и олимпийского комитета. Это очень долгая работа, в первую очередь переговоры, комиссии, судебные заседания, и прочая политику-бюрократическая карусель. Никак не касающаяся самих спортсменов.
Возможно поэтому Президент России в 2023 году заявил, что решение об участии или не участии в олимпиадах и соревнованиях каждый спортсмен принимает индивидуально.
Российские олимпийцы в аэропорту Рио-де-Жанейро / фото: imago sportfotodienst / imago sportfotodienst / Global Look Press
Более того, начиная с середины декабря 2024 года министр спорта и, по совместительству президент Олимпийского комитета России Михаил Дегтярев советует всем спортсменам и федерациям принимать участие в соревнованиях даже в нейтральном статусе, о чем «МК» писал в своей замете: «Министр спорта посоветовал российским спортсменам лезть во все щели». И в этом заголовке нет иронии или издевки – это просто констатация факта.
Имеет ли это смысл? По мнению Дегтярева – да. И с ним соглашается все больше и больше российских спортсменов, и тренеров – получение нейтрального статуса нашими атлетами в последние месяцы стало носить массовый характер.
Для чего? Ну хотя бы ради того, чтобы на летних олимпийских играх 2028 года в Лос-Анджелесе выступать уже с флагом и гимном.
“На кону участие наших спортсменов в зимних Олимпийских играх. Есть прогресс уже у конькобежцев, фигуристов. Работаем лыжной и биатлонной федерациями. Мировой спорт без нас теряет зрелищность. Идет курс на послабление ограничений для “зимников”, и на полных порах готовимся к Олимпийским играм 2028 года. Думаю, там все будет у нас хорошо, там будем в полном составе и с флагом, и с гимном.
В полном составе [на зимней Олимпиаде-2026] будет сложно, практически невозможно из-за потерянного времени. Но максимально возможное количество атлетов туда поедут, мы делаем для этого все возможное”, – цитирует ТАСС выступление Дегтярева в эфире “Матч ТВ”. Что ж, раз высокому начальству цель ясна, то будем соответствовать, как говорится.
***
И все же необходимо четко уяснить одну простую вещь. Соглашаясь участвовать в соревнованиях в нейтральном статусе, спортсмен и его тренер, а также его федерация соглашаются с теми обвинениями и причинами, которые привели к введению МОК этого самого статуса. И что он на самом деле обозначает.
Поскольку об этом много уже говорили, повторяться не будем. Просто посоветуем перечитать сообщение на сайте МОК под заголовком «По просьбе XI Олимпийского саммита МОК выпускает рекомендации для международных федераций и организаторов международных спортивных мероприятий по участию спортсменов, имеющих российский или белорусский паспорт, в международных соревнованиях», опубликованное 28 марта 2023 года. И дополняющий его документ под названием: «Вопросы и ответы по участию спортсменов с российским или белорусским паспортом в международных соревнованиях» от 25 октября 2023 года.
Этот документы до сих пор во многом является определяющим, никто их не отменял и не дезавуировал.
Поэтому, соглашаясь на нейтральный статус, спортсмен выражает свое согласие с данными документами, сознательно разделяя все, что в них написано про нашу страну. Так что действительно, каждый решает сам.