Международная боксерская федерация и Всемирная боксерская федерация, созданная МОК в противовес ей, сошлись в клинче. На кону огромный куш – кому достанется Азиатская конфедерация бокса. Это может иметь решающее значение после того, как национальные федерации бокса Японии и Алжира решили перейти из IBA в World Boxing. И в этой битве МОК и его подчиненные, как обычно в последнее время, плюют на законы.
фото: iba.sport
После завершения летних Олимпийских игр в Париже казалось, что судьба мирового бокса наконец-то решена. Скандалы со спортсменами-трансгендерами (или нет?), алжиркой Иман Халиф и представителей Тайваня Ли Юйтином, решения Международной боксерской ассоциации (IBA), возглавляемой Умаром Кремлевым, выплачивать проигравшим Халиф боксершам такие же призовые, как и чемпионкам Олимпиады, призовые, массовое осуждение всего произошедшего в Париже со стороны не только простых болельщиков, но и премьер-министра Италии, а также Джоан Роулинг, Илона Маска и других знаменитостей должна была поставить окончательную и жирную точку на проекте президента МОК Томаса Баха под названием «Всемирная боксерская федерация». Которая была создана специально для того, чтобы вырвать национальные и региональные боксерские организации из рядов единственной законной и правомочной Международной боксерской федерации, основанной в 1946 году, исключенной из рядов МОК и лишенной права проводить отборочные турниры для участия в Олимпийских играх.
Такую уверенность укрепляло еще и то, что и сам инициатор всего этого скандала с мировым боксом, немецкий функционер и бывший олимпиец Томас Бах наконец-то нашел в себе силы уйти в отставку после завершения своего последнего президентского срока в МОК. Но старый лис снова показал свои когти. Видимо, захотев решить свое принципиальное, в первую очередь для него самого, противостояние с Умаром Кремлевым до своего ухода на почетную олимпийскую пенсию. И за полтора месяца ему удалось сделать несколько сильных ходов. Наплевав при этом, как давно уже принято у руководства МОК, на все спортивные законы.
В чем проблема?
Основная проблема Всемирной боксерской федерации, или World Boxing, или еще короче WB, в том, что в ее рядах слишком мало национальных организаций. Это мешает МОК официально отдать под ее руководство олимпийские боксерские турниры. Голландец Борис ван дер Ворст, когда-то гордившийся своей дружбой с президентом России, все больше и больше разочаровывает Баха, не получая необходимой поддержки от национальных федераций.
Президент IBA Умар Кремлев объявляет о запуске боксерской лиги в Китае в рамках совместного проекта с Kunlun Star / фото: iba.sport
Борис Ван дер Ворст был выбран Бахом для руководства деятельностью IBA и ее отношениями с МОК, но его постоянные неудачи на выборах помешали ему возглавить IBA, не говоря уже о том, чтобы представлять интересы боксеров. Ван дер Ворст проиграл все выборы, в которых принимал участие, от выборов президента IBA 2020 года до выборов правления EUBC 2022 года и других, таких как выборы президента EUBC 2022 года.
Поняв, что демократия бессильна удовлетворить амбиции Баха и его креатуры, МОК пошел по уже проторенной дорожке – в обход учредительных документов IBA создали новую всемирную боксерскую организацию, World Boxing (WB). После чего угрозами и силой стали загонять в нее национальные боксерские организации. МОК через национальные олимпийские комитеты оказывал сильное давление на национальные федерации в преддверии Парижа 2024 года. МОК зашел так далеко, что выступил с заявлением о том, что боксерам IBA не разрешат участвовать в соревнованиях в Лос-Анджелесе в 2028 году. Фактически вынуждая их перейти в новую WB под руководством Ван дер Ворста.
Но даже и это не помогло…
Несмотря на усилия МОК по вытеснению IBA и поощрению перехода к новой международной федерации бокса, WB не удалось получить необходимую поддержку. В ее составе еще недавно было всего 42 члена, что слишком мало, чтобы представлять интересы мира бокса. Из них только 13 не являются членами IBA, несмотря на давление со стороны МОК, а двое из них даже не являются признанными федерациями в своих странах, и GB Boxing. Никто из этих 13 членов не завоевал ни одной медали на Олимпиаде в Париже 2024, если только GB Boxing не завоевал 2 бронзовые медали.
Самым плохим для Баха было то, что у него не было «плана Б», поскольку МОК поставил всё на ван дер Ворста. Но «план А» провалился, поскольку им не удалось убедить боксеров вступить в их федерацию.
Примером, который частично иллюстрирует ситуацию WB, являются весовые категории для боксеров. WB имеет меньше весовых категорий, чем IBA. Для женщин у него всего 10 по сравнению с 12 у IBA, а для мужчин — 10 по сравнению с 13, что указывает на то, что у него меньше конкурентов.
WB не привлекателен ни для боксеров, ни для национальных федераций, он не предлагает призов, у него нет значимых боев или крупных чемпионатов, как у IBA. У него даже нет собственных организованных соревнований, только совместно организованные турниры, которые существуют уже много лет, такие как Cologne Boxing Cup 2023.
Единственное, что он мог бы предложить, — это организация олимпийского бокса, но при таком небольшом представительстве этого не произойдет, и МОК это знал. Как и то, что если ему не удастся организовать боксерский турнир на Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 2028 голу, то не останется иного выбора, кроме как сесть за стол переговоров с Кремлевым и IBA или совсем исключить из олимпийской программы такой исторический вид спорта, как бокс, который впервые был включен в Олимпийские игры 1904 года в Сент-Луисе.
Пояснительный плакат чем отличается IBA от WB / фото: iba.sport
Понятно, что Томас Бах пойти на такое не мог. И он начал свою последнюю битву за бокс. Согласно последним заявлениям МОК, крайний срок признания руководящего органа бокса — начало 2025 года, до того, как на 143-й сессии МОК в древней Олимпии (Греция) в конце марта 2025 года выберут нового президента МОК. Невыполнение этого требования может привести к исключению бокса из Олимпийского движения.
Что происходит?
В первую очередь президент МОК обернул свое поражение на пользу себе, показав, что он довольно сильный игрок. После скандала с алжирской олимпийской чемпионкой или чемпионом Иман Халиф на Олимпиаде, которую не признала IBA на чемпионате мира по боксу в Индии в 2023 году, Алжирская федерация бокса перешла в WB. А вместе с ней и национальная федерация бокса Японии. Об этом стало известно 10 сентября, и WB увеличила общее число своих членов до 44. Надеясь обеспечить включение бокса в программу Олимпийских игр 2028 года в Лос-Анджелесе.
«Присоединение Японии и Алжира укрепляет глобальный авторитет World Boxing за счет увеличения нашего присутствия в Азии и Африке», – заявил президент WB Борис ван дер Ворст.
Это усиление авторитета необходимо, потому что МОК и WB ведут битву с IBA за самый большой куш в этом регионе – Азиатскую конфедерацию бокса. Сражение вступило в свою новую фазу в конце августа – начале сентября 2024 года.
В субботу, 31 августа, в рамках чемпионата Азии по боксу среди юниоров, школьников и школьниц ASBC в Эль-Айне, ОАЭ, Азиатская конфедерация бокса провела внеочередной конгресс. Решение о его проведении руководством Азиатской конфедерации бокса было принято в конце июля после заседания своего Совета директоров для голосования по вопросу вступления в WB.
Съезд провели генеральный секретарь ASBC Аль Али Саламех, президент ASBC Пичаи Чунхаваджира и вице-президент Азиз Кожамбетов. Из 36 национальных федераций, присутствовавших на Конгрессе, 14 проголосовали за присоединение к World Boxing, 21 — против, а одна предпочла не голосовать. В результате ASBC не принял решения войти в WB.
На следующий день, 1 сентября, президент ASBC Пичай Чунхаваджира принял решение уйти выйти из состава правления Международной боксерской ассоциации (IBA). Объяснив свое решение следующим образом: «В свете решений, принятых 31 августа, я решил уйти в отставку с должности в Совете директоров IBA. Теперь я посвящу все свое внимание и энергию одной цели: обеспечить будущее бокса на Олимпийских играх и гарантировать, что ASBC продолжит играть важную роль, которую он уже давно играет в этом виде спорта». Понятно, что участие в олимпиадах возможно только в случае присоединения к WB или любой другой креатуре МОК.
Это решение ослабило и позиции IBA, поскольку согласно её уставу, если член Совета директоров, который также является континентальным президентом, уходит в отставку, его или ее должность в Совете директоров IBA считается вакантной и остается таковой до тех пор, пока соответствующая конфедерация не выберет нового континентального президента. А покидать пост президента ASBC Чунхаваджира пока не намерен.
Потому что ему надо как-то оправдывать нарушение Устава уже своей организации в угоду МОК. Ведь 22 сентября стало известно, что несмотря на то, что в ее собственном Уставе такой шаг указан как нарушение правил, Азиатская конфедерация бокса пошла на то, чтобы назначить дату для дальнейшего обсуждения вопроса о пребывании в Международной боксерской ассоциации. Совет директоров ASBC проголосовал за организацию внеочередного Конгресса. Который должен будет пройти 26 октября или 2 ноября. И еще раз провести голосование за выход или сохранение в рамках Международной ассоциации бокса (IBA). При этом Чунхаваджира отметил, что поскольку ASBC предположительно сохраняет намерение выйти из IBA под давлением OCA (Олимпийского совета Азии), в настоящий момент представляется возможным нарушение его собственных конституционных положений.
Президент IBA Умар Кремлев в Гаване / фото: iba.sport
Одновременно с этим стало известно, что 12 сентября Федеральный суд Швейцарии отклонил апелляцию Международной ассоциации бокса (IBA) на решение Спортивного арбитражного суда (CAS) о признании ее исключения из Международного олимпийского комитета. И эта резолюция, вынесенная 12 сентября, является последним событием в серии юридических баталий, вытекающих из решения МОК от июля 2023 года лишить IBA ее статуса из-за опасений по поводу управления, финансовых злоупотреблений и этических проблем.
А что IBA?
Международная федерация бокса продолжает жить своей обычной жизнью. И как у каждой крупной международной спортивной организации, у нее очень много дел.
В Международный день бокса Совет директоров IBA собрался в Гаване, чтобы обсудить важные вопросы.
Правление IBA приняло решение о совместном пересмотре состава комитетов.
Генеральный секретарь и генеральный директор IBA Крис Робертс дал финансовый отчет, подтверждающий устойчивость счетов IBA. «IBA инвестирует в национальные федерации, спортсменов и тренеров, и мы стремимся продолжать поддерживать наших членов», — сказал он.
Про финансовую устойчивость тут не просто так. В марте 2025 года в Белграде состоится женский чемпионат мира. А в мае 2025-го мужской мировой чемпионат пройдет в Астане. И призеры этих соревнований, как и на всех предыдущих турнирах, будут получать крупные денежные призы. Что вполне справедливо.
А WB свой чемпионат мира по боксу проведет с 4 по 14 сентября на M&S Bank Arena в английском Ливерпуле – выбор места более чем очевиден.
Титулы будут разыгрываться в десяти весовых категориях среди мужчин и женщин, которые впервые будут соревноваться вместе на одном мероприятии. И это тоже вполне понятно, да и в духе традиций современного МОК – вдруг по ходу поединка, получив крепко по зубам, кто-то из боксеров-мужчин неожиданно осознает, что он женщина? Можно будет сразу же в соседний зал на другой ринг перейти и уже с боксершами драться. Чтобы гарантировано получить какую-нибудь медальку – ведь со спонсорами и деньгами у WB негусто.
А если с деньгами пока негусто, то чем же прельщает национальные федерации и региональные организации эта самая WB? Понятно, что давят по всем фронтам, которые есть у МОК, но что же является главной приманкой?
Золотые медали Олимпиады, которые преподносятся как высшая награда для любого спортсмена. При этом IBA призерам Олимпиады, даже несмотря на свое исключение из МОК, вознаграждение платит. А WB вряд ли сможет. Да и сами эти олимпийские медали после вакханалии в Париже, когда мужчины избивали женщин, сильно потускнели. Так, может, пока ну их, эти медали и эти олимпиады? Чемпионаты мира и региональные турниры IBA гораздо престижнее и честнее. Как минимум.
В качестве послесловия
На сайте IBA 21 сентября было опубликовано официальное разъяснение генерального директора организации Криса Робертса под заголовком “Как World Boxing пускает пыль в глаза людям”:
“Легко притвориться святым на фоне затянувшегося конфликта IBA и МОК. Любая третья организация может просто сказать, что «спасет олимпийское будущее бокса», дать кучу нереальных обещаний и тут же получить аплодисменты и признание в узком кругу. Добавьте к этому вечное противостояние Запада и Востока, и в итоге получится, что несколько членов с одной стороны света повернутся в сторону «организации-спасительницы», что, по сути, не более чем шутка.
В этих словах вы легко узнаете мошенническую боксерскую организацию, организацию, выдающую себя за международную федерацию. Давайте посмотрим правде в глаза: у них нет ничего, чтобы поддерживать этот статус, ни большинства стран-членов, ни программ финансовой поддержки, ни мероприятий высшего уровня. У них даже нет надлежащего офиса и достаточного количества сотрудников. Их бюджет в размере 900 000 долларов, объявленный еще в 2023 году, должен быть полностью израсходован к настоящему времени. Они притворяются прозрачными, но до сих пор не ясно, как они все еще существуют и на какие средства. Никаких финансовых отчетов не было обнародовано.
Никогда еще ни одна организация, а именно World Boxing, не говорила столько ерунды в одном заявлении о своих абсурдных инаугурационных турнирах… на самом деле они не являются инаугурационными, и, во-вторых, организация не представляет собой ничего, кроме нелицензированного фона “белых воротничков” для соревнований спортсменов. Живые “всепартийные парламентские группы”, которые разделяют этот образ мышления, я бы посоветовал им долго и пристально посмотреть в зеркало и попытаться оценить, что на самом деле представляет собой эта организация. Среди этих общих коллег и абсолютного фасада сфабрикованной правды я в отчаянии!
Вот что они называют волком в овечьей шкуре. Пытаться разрушить то, что было построено и успешно возведено? Да, они это сделают. Обеспечить своим крошечным членам что-то стоящее; возможности, средства, голос? Нет, они это не сделают. Потому что разрушить легко, а построить что-то стоящее сложно.
У них ничего нет, они ничего не представляют и продолжают демонстрировать фантастическую историю World Boxing, организации, которая «спасает олимпийское будущее бокса». Они должны спасти будущее бокса от самих себя в первую очередь. До тех пор, пока они не предоставят веские доказательства, которые позволят нашим национальным федерациям повесить шляпу, я предлагаю им вернуться в безвестность, из которой они изначально появились… полный набор лживых обличений! Конец этой нелепой истории… какой позор для бокса!”
Вряд ли к этому можно что-либо добавить…